26.03.2025 13:12
Аналитика.
Просмотров всего: 4595; сегодня: 25.

Гигиена на Руси

Гигиена на Руси

Понятия о чистоте тела и правила ухода за ним разнились в разные эпохи, у разных народов и на разных географических широтах. Известно, что в Древнем Египте врачи для сохранения здоровья советовали мыть тело и бриться; в Древнем Риме существовали бани и термы с многоступенчатой системой омовения; последователям ислама пророк Мухаммед рекомендовал посещать бани. У народов Севера был иной принцип ухода за телом: тело натирали жиром, а затем соскабливали его вместе с грязью. В средние века католическая церковь запрещала мытьё тела, так как омовение водой должно было происходить только два раза в жизни: при крещении и при уходе человека из жизни.

Как обстояли дела с гигиеной тела в древнерусском государстве? Ответ на этот вопрос особенно важен, учитывая высказывания некоторых иностранных гостей Древней Руси о нечистоплотности славян. Конечно, тяжёлый крестьянский труд и условия того времени не располагали к ежедневным гигиеническим процедурам, но издревле на Руси ценились чистота и опрятность. Уход за телом обеспечивался мытьём в бане, а летом дополнительно включал купанье в пруду, реке или озере. Наличие бани на Руси, предназначенной для обеспечения чистоты тела и волос, само по себе говорит о чистоплотности восточных славян. Письменные источники, археологические изыскания, а также тот факт, что на Руси не было эпидемий чумы, подтверждают большое значение бани в жизни Древней и средневековой Руси, опровергая этим субъективные мнения недоброжелателей.

Сам подход к вопросу личной гигиены был обусловлен природной характеристикой территорий, где расселились восточные славяне. Воды рек и озёр, где обычно располагались поселения, и наличие лесов, откуда можно получать дрова, значительно облегчали славянам поддержание чистоты тела с помощью мытья. Леса обеспечивали также древесиной, из которой строились бани. Стены дощатой бани конопатились, у очага располагали груду камней, которые после нагревания поливались водой для образования пара. Добавление трав или кваса в воду делало пар лечебным.

Первая каменная баня, о строительстве которой сообщает летописец, была построена в Переяславле в 1090 году.

Когда появились бани на Руси

Учёные утверждают, что сведения о банях, существующих в дохристианскую эпоху на территории Руси, можно найти в письменных источниках. О наличии бань у восточных славян сообщал Прокопий Кесарийский, живший в VI веке. В древнерусской летописи приводятся сведения о том, что одно славянское племя платило дань другому племени берёзовыми вениками. В «Повести временных лет» (XI век) летописец сообщал о банной процедуре в Великом Новгороде – впоследствии остатки бани были обнаружены при раскопках; в летописи 945 года словом «истобка» называется банное строение в Киеве.

Бани на Руси были двух видов: в виде помещения, где очаг, расположенный посередине, топился «по-чёрному», или в виде комнаты с печью в одной стороне и полками для лежания, с другой.

Считается, что первый вид бани пришел на Русь с Востока, второй – с Запада, от западных славян. Другие исследователи русской бани прослеживают следы арабского или греко-римского влияния; есть мнение, что бани заимствованы от скифов, сарматов или хазар. Иными словами, бани существовали у многих народов, невозможно назвать только один фактор, способствующий появлению бани на Руси. Широко распространённым является мнение, что бани – это чисто русское изобретение.

Особенности банных процедур на Руси

У древних славян баня назвалась «мовницей», «мыльней» или «влазней». Термин «баня» распространился на Руси в IX-X веках.

Главная особенность русских бань – только на Руси существовала (и существует) поражающая иностранцев традиция купающихся хлестать себя веником и из парилки выбегать на холод или окунаться в снежный сугроб. Веник был непременным атрибутом банных процедур: похлопыванием душистым берёзовым или дубовым веником массировали тело, этим ускоряя кровообращение и очищая кожу. Установлено, что быстрая смена температур при обливании тела холодной водой или при растирании снегом после парилки, укрепляет сосуды, так что посещение бани является еще и оздоровительной процедурой.

Баня на Руси считалась особым местом, с которым связано много поверий и легенд. Славяне верили, что в бане свет встречается с тьмой, поэтому не принято было вносить в баню иконы, а перед входом в баню надо было осенять себя крестом. Вода смывала грехи, и человек вроде бы заново рождался. В бане рожали, в бане могли омывать тело усопшего. В бане лечили теплом и паром.

Баню нельзя было посещать в одиночку. По преданию, в бане обитали духи: мужской, который назывался Банником, и женский – баба Обдериха. Они были очень обидчивыми и могли побить человека, если тот нарушил их покой. Поэтому в одиночку никто не мылся, а духов старались задобрить, оставляя перед праздниками для них воду и веник.

Коллективные посещения бани были обычным явлением, учитывая большие семьи на Руси и трудность доставки воды: топить баню для одного человека было бы непозволительной роскошью. Кроме того, система отопления бани «по-чёрному», когда труба для дыма отсутствовала, а дым стелился по всему помещению, делала опасным долгое пребывание в бане в одиночку.

Обычно баню посещали два раза в неделю – так обеспечивалось постоянное очищение от грехов. В случае прибытия гостей хозяева растапливали баньку отдельно. Очищали тело золой, залитой водой и распаренной в печи – получался своего рода скраб, вобравший в себя природную силу деревьев, из которых получалась зола. В качестве моющего средства использовались также глина, мыльный корень, мыльные орехи, горчица. Очищению и оздоровлению кожи помогали натирания тела мёдом, ополаскивание мятной травой.

Мыло с душистыми добавками привозилось по торговым путям. Промышленное производство мыла в России началось в Шуе в начале XVII века. 

На юге Руси существовал обычай мытья в избе в печи с большим горнилом; таким способом обычно мыли детей и стариков.

Косметические процедуры Древней Руси

Суздальский летописец XIII века сообщал о наличии косметических средств, которые привозились из других земель: это ароматические масла для тела, краски для лица и волос. Использовались и местные травы и растения: девушки для ополаскивания волос применяли отвары ромашки или крапивы, яркость щекам придавал румянец из сока свеклы, губам – сок вишни.

Из предметов, применявшихся в гигиенических целях, в Древней Руси были широко распространены гребни для расчёсывания волос, деревянные или костяные. Волосы входили в перечень обязательных критериев красоты женщины, поэтому их расчёсывали подолгу, обеспечивая усиление притока крови к корням волос. Полюбоваться на свою красоту можно было с помощью металлического зеркальца. В домах встречались пинцеты для выщипывания волос, бритвы, ложечки для чистки ушей, ножницы для подстригания волос и бороды. Многие из этих изделий поначалу были привозными, но по мере развития русской культуры предметы для поддержания красоты стали изготавливаться местными мастерами. 

Изображение (фото): из открытых источников


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11054 публикации
Сайт: mednolit.com/gigiena-na-rusi
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...