Ровно 105 лет назад, 7 марта 1920 года, передовые части 5-й армии РККА вступили Иркутск.
Гражданская война в Сибири постепенно завершалась. Однако история золотого запаса России до сих пор волнует историков и публицистов. Сегодня в ней попробуем разобраться и мы.
В 1918 году в Казани сосредоточилось более половины золотого запаса распавшейся Российской империи. Белогвардейцы и легионеры Чехословацкого корпуса (его сформировали из военнопленных солдат Австро-Венгерской империи после Октябрьской революции 1917 года; тот следовал через Владивосток по железной дороге через всю страну на родину и в конце мая 1918 года выступил против Советской власти) взяли город 7 августа. В Казани, по предварительным данным, захватили более 657 млн рублей золотом. В конце ноября ценный груз прибыл в Омск – столицу Верховного правителя белой России адмирала Александра Колчака.
При переучёте обнаружили только 651 млн рублей. Некоторые историки полагают, что недостающие 6 млн украли чехи.
За время пребывания в колчаковской столице золотой запас заметно «похудел». По данным Наркомата финансов РСФСР, Колчак на разные нужды истратил 235,6 млн рублей. При этом некоторая часть золота, которая следовала во Владивосток, перехватывалась забайкальским атаманом Григорием Семеновым и оседала в Чите. 31 октября 1919 года в условиях наступления Красной армии началась эвакуация золотого запаса из Омска. Золото и охрану разместили в 40 вагонах, ещё в 12 вагонах находился сопровождающий персонал. 27 декабря 1919 года «золотой эшелон» прибыл на станцию Нижнеудинск Иркутской губернии. 1 января 1920 года командование Чехословацкого корпуса взяло золотой запас «под свою защиту». Немногочисленная охрана, естественно, ничего поделать не смогла. Основные части белой армии в это время находились в районе Енисея.
15 января чехословацкие эшелоны (включая «золотой») прибыли на станцию Иннокентьевская близ Иркутска. Город к этому времени находился в руках эсеро-меньшевистского Политического центра. Чехословаки выдали Политцентру адмирала Колчака, но пытались сохранить за собой «золотой эшелон». Это им, однако, не удалось. Иркутск со всех сторон окружали отряды красных партизан. От Красноярска двигалась регулярная Красная армия. С другой стороны к Иркутску пробивались и белогвардейские части. Чехов никто из них не любил. Попытка прорваться во Владивосток с боем была обречена на неудачу. Чехословаки понимали, что белые никогда не простят им предательства Колчака, и вступили в переговоры с красными. 7 февраля (в день расстрела Верховного правителя) на железнодорожной станции Куйтун между представителями правительства РСФСР и чехословацким командованием было подписано соглашение. Легионеры согласились передать «золотой эшелон» советским властям в обмен на гарантии беспрепятственной эвакуации корпуса из России.
Наконец, «золотой эшелон» отправили в обратную сторону, на запад, под охраной батальона красноармейцев 262-го полка 30-й стрелковой дивизии. Ответственность за доставку возлагалась на представителя Особого отдела ВЧК при 5-й армии Александра Косухина. Он доставил в Казань и по описи сдал на хранение в кладовые Казанского банка 6815 ящиков. Те содержали 21673 пуда 25 фунтов золота общей стоимостью 409 625 670 рублей 23 копейки.
Возникает вопрос: куда делись около 6 миллионов покинувших Омск в конце октября 1919-го года рублей? Достоверного ответа нет, а многочисленные версии так и не нашли однозначного подтверждения. Пропавшее «золото Колчака» до сих пор ищут кладоискатели-любители множества городов от Иркутска до Омска…
Изображение (фото): Центральный музей Вооруженных Сил
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: