Журнал "Воронцово поле" опубликовал фрагментарный перевод дневника и переписки генерал-лейтенанта Вильгельма Гренера (1867-1939), который в марте-апреле 1918 года оказался во главе кампании по захвату территорий для так называемой Украинской народной республики.
Уникальные документы, которые проливают свет и на ныне происходящие на Украине события, собрал и перевел д.и.н. Леонтий Ланник из Института всеобщей истории РАН.
Вильгельм Гренер сначала был командующим ключевого в действовавшей на Украине группе армий Линзингена 1-го армейского корпуса, а затем занимал должность начальника штаба этой группы армий. Гренер координировал оккупационную политику Германской империи на огромном пространстве. Наиболее подробные из сохранившихся записей относятся к первым двум месяцам его пребывания на Украине.
По записям Гренера ясно, что германская политика на украинском направлении была направлена на срыв реинтеграции распавшейся Российской империи. И что именно Германия "милостью своей" создала Украинскую народную республику.
"Гренер был заинтересован в эффективном взаимодействии оккупационных инстанций с украинскими властями ради наращивания товарно-сырьевых потоков и высвобождения остро необходимых Германии и Австро-Венгрии ресурсов в решающей кампании 1918 года", - пишет ученый.
Украинская народная республика была создана для того, чтобы германские войска "освободили" ее ради поставок продовольствия. События происходили в феврале-мае 1918 года, когда сотни тысяч германских и австро-венгерских солдат и офицеров вторглись на Украину.
"Председатель Рады высказал пожелание, чтобы германские войска как можно скорее добрались до Харькова, а ведь это еще 400 км на восток! Все операции идут по железной дороге - так что просто едут все дальше и дальше. В прошедшую ночь первые войска выехали по направлению к Одессе, а как далеко мы зайдем, мы и сами пока не знаем…" - писал Гренер 4 марта 1918 года.
"…Наш офицер-переводчик ротмистр резерва Лемме, который и сам родом из Одессы, полагает, что правительство Украины никакой опоры в народе не имеет, так что Украина позже все же вновь объединится с Великороссией", - писал он день спустя.
"Но уж если мы решились на эту операцию на Украине, следует теперь повсеместно выказывать такую силу, чтобы население и подумать не могло о проявлении к нам враждебности", - размышлял далее Гренер.
Немецкий генерал считал, что навести порядок Рада была не в состоянии, а добиться этого могла только военная оккупация. И цитировал барона фон Остен-Сакена, по мнению которого украинцы "попросту не способны построить свое государство".
"Ведь что такое украинское правительство? - Сгусток тумана. А государство? - Хаос! - считал Гренер. - …Перечитывая письмо, наткнулся на термин "большевики". Я полагаю, что, несмотря на грабежи, эти ребята смогли быстрее и лучше наладить правление, чем все те фиалково-голубенькие утописты, что в настоящий момент корчат из себя правительство".
К концу марта Гренер пришел к выводу о том, что "способную руководить партию и подходящих украинских политиков, готовых править, по-видимому, найти невозможно, так что остается лишь управлять самим за ширмой нынешнего правительства".
"Украина есть и останется искусственным продуктом, которому, возможно, за счет непрестанной и дорогой искусственной подпитки с нашей стороны все же будет обеспечено более долгое увядание", - писал он, а в апреле уже отмечал, что "украинское правительство в своих запросах вовсе не отличается скромностью, ведь знает, что нам нужно получить зерно любой ценой".
Последняя переведенная запись в дневнике датирована 30 апреля 1918 года. И выглядит она так: "Вчера Рада имела бесстыдство обсуждать законопроект, по которому следует добиться смещения фельдмаршала Эйхгорна (генерал-фельдмаршал, возглавлявший администрацию оккупированных областей Украины - Прим. ред.). У этих ребят так "раздуло гребень" с тех пор, как мы привели их к власти, что это просто невыносимо".
Текст: Денис Передельский. Журнал "Родина".
Изображение (фото): Журнал "Воронцово поле"