Те, кто читал антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», изданную в 1949 году, наверняка, хорошо помнят существовавшую в вымышленном государстве Океании полицию мыслей, которая занималась поиском и обезвреживанием мыслей преступников. Прототипом этого органа было нацистское гестапо.
Политическая полиция существовала почти во всех землях Германии еще до прихода к власти национал-социалистов. Она была нужна для борьбы с враждебными государству устремлениями. В основном деятельность полиции была сосредоточена на борьбе с представителями левых политических сил.
С приходом Адольфа Гитлера к власти в целях усиления контроля за инакомыслием в апреле 1933 г. под руководством Рудольфа Дильса был создан отдел 1А полиции Пруссии (политические преступления). В дальнейшем отдел получил название тайная государственная полиция (гестапо – Geheime Staatspolizei, Gestapo). Она стала важнейшим инструментом карательной политики в Германии, а с началом войны и на оккупированных территориях, включая оккупированные регионы СССР.
В апреле 1934 г. ее возглавил Райнхард Гейдрих, шеф службы безопасности СД. В течение нескольких месяцев гестапо превратилось в самостоятельную, освобожденную от традиционных полицейских и административных органов «полицию разума», номинально подчиненную Герману Герингу до 1936 г. С сентября 1939 г. полиция безопасности (зипо) и служба безопасности (СД) образовали Главное управление безопасности рейха (РСХА). Гестапо вошло в него в качестве IV управления под руководством Генриха Мюллера.
С началом Великой Отечественной войны органы гестапо, прибывавшие в оккупированные города, часто привозили с собой агентов, которые носили гражданскую одежду и свободно говорили на русском языке. В основном это были русские эмигранты и жители прибалтийских республик. Агентам поручалось подслушивание разговоров на улицах и рынках, то есть в местах, где собиралось много людей. Гестапо принимало непосредственное участие в картельной политике и уничтожении мирных жителей.
Из заявления В. М. Симоновой в специальную комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в городе Пскове о содержании и избиении заключенных в псковской тюрьме … 13 августа 1944 г.: «На допрос водили в гестапо… Все с нетерпением ждали вызова на допрос, говоря: «Все ближе к концу». Иные сидели по 2–3 недели не вызванные. На расстрел люди возились голыми, и имущество их не возвращалось родственникам. Так погибло много русских патриотов от рук немецко‑фашистских захватчиков».
Из акта Псковской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в Псковском районе 15 апреля 1945 г.: «не вернулось из лагерей Пскова и пропало без вести в застенках гестапо псковским тюрем более 2500 человек. Массовое уничтожение советских граждан проводилось с необъяснимой жестокостью и неслыханным зверством».
Из акта Себежской районной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков… 26 ноября 1944 г.: «Установлено, что местом расстрела советских людей немецкое гестапо избрало урочище Петуховщину – глухое, холмистое место между городом и железнодорожной станцией Себеж. Почти ежедневно фашисты привозили туда обреченных на смерть советских людей, ставили перед вырытыми ямами‑карьерами и расстреливали. Но в октябре и ноябре 1943 года немецкие палачи раскопали эти могилы и трупы сожгли. Причем, это новое зверство фашисты делали руками советских людей, которых днем заставляли работать, а вечером расстреливали и тоже сжигали. На следующий день эта страшная картина повторялась с новой группой советских людей. И так в течение нескольких недель. Другим свидетельством уничтожения следов преступной деятельности гитлеровцев в районе может служить тот факт, что, собираясь бежать из г. Себежа, гитлеровцы «очистили» тюрьму и произвели побелку ее для того, чтобы уничтожить на стенах надписи и проклятья фашизму, которые делали советские люди, иногда собственной кровью».
Из акта Середкинской районной комиссии… 31 марта 1945 г.: «За период оккупации района гестапо и действовавшими в районе девятью карательными отрядами замучено и сожжено и расстреляно, по неточным данным, около 800 человек, угнано в немецкое рабство 2331 человек».
Из акта вскрытия чрезвычайной комиссией Гатчинского района… массового захоронения в поселке Строганов мост… 6-8 октября 1944 г.: «Комиссия осмотрела ряд траншей на том же указанном участке и проверила путем частичного вскрытия наличие находившихся в них трупов, проверяя этим свидетельские показания очевидцев о расстреле немецкими захватчиками советских граждан в момент оккупации Гатчинского района немцами. Кроме этого, комиссия вскрыла яму-могилу, находящуюся около дома, в котором находилось немецкое гестапо, и около которой расстреливали советских военнопленных, сбрасывая их трупы в указанную яму. Эта яма имеет размеры около 4х4 на поверхности и глубиной до 10 м (колодезь). Исследование находящихся в яме трупов произведено для проверки показаний очевидцев о расстрелах советских военнопленных немцами и количества расстрелянных. Проверкой разрытых траншей и ямы установлено, что в них находятся трупы истребленных советских граждан в основном гражданского состояния, среди которых обнаружены мужчины, женщины и дети в возрасте от 8–65 лет».
Список примеров преступлений гестапо на разных территориях СССР можно продолжать и продолжать…
Изображение (фото): из открытых источников