19 декабря 1945 года Военный Трибунал в Смоленске в открытом судебном заседании приговорил за совершенные зверства и злодеяния в Смоленске и Смоленской области 10 бывших немецких военнослужащих: унтер-офицера, переводчика Смоленской военной комендатуры Р. Киршфельда, старшего ефрейтора, лекарского помощника лазарета № 551 Р. Модиша, унтер-офицера 335 охранного батальона В. Вайса и ефрейторов 335 охранного батальона К. Гаудияна, Ф. Генчке, Э. Мюллера, В. Краузе – к смертной казни через повешение; солдата 350 пехотного полка И. Райшмана, командира отделения 490 охранного батальона Э. Эвертса – к 15 годам каторжных работ; старшего солдата 335 охранного батальона Г. Винклера – к 12 годам каторжных работ.
В период с 1 по 16 октября 1943 г. по поручению Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ЧГК) производились работы по выявлению зверств, совершенных немцами в Смоленске.
30 октября 1943 г. председатель Чрезвычайной государственной комиссии Н.М. Шверник направил на имя И.В. Сталина записку с приложением проекта сообщения ЧГК о преступлениях немецко-фашистских захватчиков в г. Смоленске: «прошу Вас разрешить опубликовать это сообщение в печати, одновременно с актом судебно-медицинской экспертизы по эксгумации и судебно-медицинскому исследованию трупов советских граждан, замученных и убитых немцами в Смоленске» (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 550. Л. 1). 6 ноября 1943 г. официальное сообщение ЧГК появилось в печати.
22 января 1944 г. начальник Главного управления контрразведки «Смерш» В.С. Абакумов доложил в Государственный комитет обороны СССР В.М. Молотову о собранных многочисленных фактах зверств и разрушений, чинимых немецко-фашистскими захватчиками в период их временной оккупации г. Смоленска и Смоленской области, о выявленных и арестованных военнослужащих германской армии, являвшихся непосредственными участниками расстрелов, повешений, удушений, насилий и грабежей мирных советских граждан и военнопленных, и целесообразности организации открытого судебного процесса в г. Смоленске (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 541. Л. 7–32). На докладной записке резолюция В.М. Молотова: «т. Щербакову. Очень прошу немедленно двинуть это дело. Я сейчас (в эти пару дней) особенно занят, а откладывать этого никак нельзя. В. Молотов. 26/I».
В ходе Ялтинской конференции в феврале 1945 г. лидеры трех держав обсуждали вопрос о суде над военными преступниками, 3 мая 1945 г. представителями СССР, США и Великобритании был подписан протокол совещания по вопросу о наказании главных военных преступников – готовился Международный военный трибунал в Нюрнберге.
Вместе с тем, 4 ноября 1945 г. нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия и нарком госбезопасности СССР В.Н. Меркулов направили В.М. Молотову докладную записку о проведении восьми открытых судебных процессов над бывшими военнослужащими германской армии и карательных органов: «В соответствии с указаниями товарища Сталина И.В. о привлечении к судебной ответственности бывших военнослужащих германской армии и немецких карательных органов, изобличенных в зверствах против советских граждан на временно оккупированной территории Советского Союза, НКВД и НКГБ СССР совместно с Главным управлением контрразведки «Смерш», Прокуратурой, НКЮ СССР и Чрезвычайной Государственной комиссией намечено провести в течение ноября и декабря т.г. 8 открытых судебных процессов по наиболее важным делам в следующих городах: Ленинграде, Смоленске, Брянске, Великих Луках, Киеве, Николаеве, Минске и Риге. По этим делам будет предано суду 85 человек» (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 552. Л. 50, 51–84). К докладной записке прилагались справки на подследственных по всем восьми намеченным процессам. В частности, справка по делу 10 немецких карателей, совершивших преступления против советских граждан в Смоленске и Смоленской области.
По далеко неполным данным, немецкие оккупанты в Смоленске и его окрестностях расстреляли, повесили, замучили и удушили в специальных машинах «душегубках» свыше 135 тысяч советских людей. Судебно-медицинская экспертиза констатировала, что число погребенных в ямах-могилах возле лагеря № 126 (Дулаг-126) достигает 60 тысяч человек. Следствием вскрыты и установлены факты зверств над русскими военнопленными, находившимися в германском военном лазарете № 551 в г. Смоленске (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 552. Л. 54–59).
За период временной оккупации Смоленска немецко-фашистские варвары сожгли и разрушили более 9/10 всех зданий, включая культурные ценности города, а по Смоленской области – свыше 125 тысяч жилых домов и общественных зданий, причем большое количество деревень и поселков уничтожено полностью вместе с населением.
Истребление мирных советских граждан и пленных красноармейцев гитлеровцами проводилось путем расстрелов, повешения, сожжения и удушения окисью углерода в газовых автомобилях («душегубках»), путем заражения инфекционными болезнями и проведения всевозможных медицинских экспериментов, впрыскивания сильно действующих ядов, отказа в оказании медицинской помощи.
Особенно большое количество советских людей умерщвлено в лагерях для военнопленных, в частности в лагере № 126 и № 21, где вместе с больными красноармейцами содержались и мирные советские женщины, старики и дети, а также при этапировании заключенных из одного лагеря в другой.
21 ноября 1945 г. вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о проведении в течение декабря 1945 г. – января 1946 г. открытых судебных процессов по делам изобличенных в зверствах против советских граждан бывших военнослужащих германской армии и немецких карательных органов в Ленинграде, Смоленске, Брянске, Великих Луках, Киеве, Николаеве, Минске и Риге (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 756. Л. 146).
Протоколом заседания комиссии по организации, подготовке и проведению судебных процессов над бывшими военнослужащими германской армии и немецких карательных органов от 26 ноября 1945 г. установлены сроки окончания следствия и начала судебных процессов по каждому делу, утверждены председатели военных трибуналов и государственные обвинители на предстоящих судебных процессах (РГВА. Ф. 451п. Оп. 4. Д. 67. Л. 202–204).
Смоленский судебный процесс 15–19 декабря 1945 г. стал третьим по счету открытым судебным процессом над нацистскими преступниками и их пособниками в СССР (после Краснодарского и Харьковского процессов 1943 г.), первым состоявшимся процессом после Победы Советского Союза над Германией и первым в череде восьми подобных процессов, которые затем прошли в Брянске (26–29 декабря 1945 г.), Ленинграде (28 декабря 1945 г. – 5 января 1946 г.), Николаеве (10–17 января 1946 г.), Минске (15–29 января 1946 г.), Киеве (17–28 января 1946 г.), Великих Луках (24–31 января 1946 г.) и Риге (26 января – 2 февраля 1946 г.).
Изображение (фото): ГА РФ, РГАНИ, Центральный архив ФСБ России
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: