13.12.2024 13:08
Аналитика.
Просмотров всего: 3324; сегодня: 183.

Патриархи Руси

Патриархи Руси

Термин «патриарх» появился в V веке – так называли епископов, главенствующих над митрополитами. После разделения христианской церкви в 1054 году на Западную и Восточную патриархами стали называть Предстоятелей Восточной церкви.

Христианство восточного, православного толка прочно укоренилось в Киевской Руси при Ярославе Мудром (годы правления 1036-1054), сыне князя Владимира, крестившего Русь. Русская церковь не была полностью самостоятельной: главу церкви, митрополита киевского, назначал византийский патриарх; как правило, это были греки.

Патриаршество на Руси было введено в 1589 году при царе Фёдоре, сыне Ивана Васильевича Грозного.

Как избирали первого патриарха на Руси

Разрыва отношений с Греческой церковью на Руси не хотели: Византию и Русь связывали прочные духовные связи – церковь в древнерусском государстве строилась по образцу и подобию византийской; церковные православные каноны пришли из Византии; между государствами существовали давние политические и культурные связи. После падения Константинополя в 1453 году Русская церковь хотела закрепить право на самостоятельное существование и встать на одну ступень с другими восточными епархиями – для этого на Руси требовалось ввести сан патриарха, получив согласие Вселенского собора. После долгого и напрасного ожидания решения вопроса дипломатическим путём царь Фёдор Иванович (1557-1598) и русские церковники решили использовать метод давления.

В 1588 году в Москву, по сложившейся практике получения материальной поддержки от царя, приехал патриарх Константинопольский Иеремия. Ожидалось, что он привезёт решение Вселенского собора об учреждении патриаршества в русском государстве, но оказалось, что цель визита Иеремия ограничивалась сбором денег. Патриарха решили задержать в Москве и добиться от него положительного решения о введении сана патриарха на Руси. Ему даже предложили стать патриархом Русской церкви, но жить в старинном Владимире, который к этому времени стал провинциальным городом. В таком случае главой Русской церкви оставался митрополит, живший рядом с царём в Москве.

Иеремия не согласился на унизительные условия и отказался от предложения стать русским патриархом, но ему ясно дали понять, что он сможет покинуть Россию, пока не согласится на введение патриаршества. Иеремия решил ответить согласием и 26 января 1589 года возвёл в сан патриарха митрополита Иову, кандидатуру которого предложил царь. Так в Русской православной церкви появился патриарх.

Через два года из Константинополя была получена грамота об учреждении русского патриаршества, поставленного на пятое место в перечне патриарших престолов. Русская православная церковь стала независимой в нормах канонического права. Церемония возведения в сан русского патриарха стала проводиться в Успенском соборе московского Кремля.

Роль патриархов в истории России не была однозначной: одни прославили свои имена борьбой за укрепление веры и Отечества, другие не смогли оставить значительный след. Но всегда церковь и ее патриархи стояли на защите интересов Руси, именно Русская православная церковь выступила в качестве организующей силы в Смутное время и сумела сохранить государственность.

Первый русский патриарх Иов (1589-1607)

Иван (Иов) родился около 1525 года в Старице. Он прошёл весь путь служения церкви, пока его талант убеждения и религиозного старания не заметил Иван Грозный, который перевёл Иова в Москву, в Симонов монастырь. Иов был основной поддержкой Бориса Годунова и царя Фёдора Ивановича. Главной своей целью Иов считал укрепление и распространение православной веры. Он решительно воспротивился попытке Бориса Годунова открыть в Москве учебное заведение по западноевропейскому образцу, опасаясь вовлечения юношей в католическую веру. При нём в православие перешли многие татары, народы Сибири, Карелии, Грузии. Иов учредил новые церковные епархии и монастыри, ввёл новые религиозные праздники в честь русских святых, например, Василия Блаженного.

Политическая судьба государства коснулась и судьбы патриарха: ему пришлось поддерживать верующих в трудные годы Смутного времени. Иов объявил анафему Лжедмитрию I, раскрыв, что под именем царевича Дмитрия скрывался беглый монах Гришка Отрепьев. После убийства Фёдора Годунова, сына Бориса, самозванец лишил Иова сана, сорвав с него облачение патриарха во время богослужения, и отправил его в Старицу. Скончался Иов в Старице в 1607 году. Иов канонизирован Русской церковью в лике святителей.

Лишив Иова сана, Отрепьев возвёл в патриархи архиепископа Рязанского Игнатия (1605-1606), родом из кипрских греков, лояльно относившегося к католичеству. Именно Игнатий короновал Лжедмитрия и благословил его брак с Мариной Мнишек. После поражения Лжедмитрия Игнатий в 1606 году был лишён сана и отправлен в монастырь.

Патриарх Гермоген (1606-1612)

Гермогену (Ермогену) как и Иову пришлось отстаивать православную веру в Смутное время, когда польские ставленники несли с собой католичество. Патриарх, избранный в 1606 году, участвовал и в политических событиях, отставая незыблемость царской власти. Несмотря на свой разлад с Василием Шуйским, Гермоген поддержал его как венчанного царя во время боярской смуты. Другим важным политико-религиозным шагом Гермогена были его действия во время притязаний польского королевича Владислава на царский престол: непременным условием восшествия на русский трон Гермоген назвал принятие Владиславом православия.

Глава русской церкви, патриарх Гермоген, встал во главе борьбы за независимость Руси во время польской интервенции: он призывал русский народ к борьбе против иностранных захватчиков; он благословил отряды народного ополчения и проклял изменников Отечества. В 1611 году поляки заточили Гермогена в Чудов монастырь, где патриарх, заморенный голодом и жаждой, принял мученическую смерть. Признательные потомки причислили Гермогена к лику священномучеников. 

Смутное время было тяжёлым для церкви. После кончины Гермогена семь лет Русская церковь жила без патриарха. Патриарх появился после избрания царём Михаила Фёдоровича Романова в 1613 году. В лице патриарха Филарета Россия получила сильного правителя и стойкого защитника веры.

Патриарх Филарет (1619-1633)

Феодор Никитич Романов-Юрьев родился в 1553 году в знатной боярской семье. Судьба приготовила ему много испытаний: он был одним из претендентов на царский престол после смерти царя Фёдора, но при Борисе Годунове попал в опалу, которая закончилась для Феодора пострижением в монахи под именем Филарет. Во время Смуты он долгое время находился в польском плену.

После избрания царём сына Филарета, Михаила Фёдоровича, и после соглашения с поляками об обмене пленными, Филарет был освобождён. 14 июня 1619 года в честь возвращения Филарета в Москве были устроены торжества. Филарет был возведён на патриарший престол; правомерность события была подтверждена находившимся в то время в Москве патриархом Иерусалимским Феофаном III. Как отец царя, Филарет стал именоваться «Великим Государем».

При Филарете были расширены полномочия патриарха, фактически он стал соправителем царя. Патриаршему суду подлежали все духовные лица, служители монастырей и церквей; под управлением Филарета находились разряды и приказы, образованные при патриаршем престоле; он оказывал большое влияние на принятие решений в царской думе.

Основные усилия Филарета были направлены на восстановление государственности после Смуты. По его инициативе была проведена поземельная перепись, позволившая упорядочить налоги; введение церковного суда укрепило порядок в государстве. В религиозной сфере патриарх боролся против нравственной распущенности и вольнодумства, противостоял распространению западных религиозных влияний, заботился об открытии школ.

Патриарх Филарет скончался в 1633 году, указав своего преемника - псковского архиепископа Иоасафа.

Патриарх Иоасаф I (1634-1640)

Иоасаф сосредоточил свою деятельность на делах веры. При нём было основано три новых монастыря и восстановлены ранее возведённые; было издано 23 книги на богослужебные темы. Он внёс упорядоченность в построение церковных иерархов при богослужении, издав «Лествицу властям», где указывалось, в каком порядке должны стоять при службе епископы и архимандриты.

Патриарх Иосиф (1642-1652)

Патриарх Иосиф внёс большой вклад в дело духовного просвещения: в частности, по его инициативе при московском Андреевском монастыре было открыто духовное училище. Его «Поучение», обращённое к священникам и мирянам, было основано на защите, существовавшей в то время церковной обрядности, не допускавшей новшеств. Книги, изданные при Иосифе, высоко ценились старообрядцами. Большое внимание Иосиф уделял укреплению связей с народом Малороссии, проложив первые шаги к воссоединению Украины с Россией.

Иосиф не стремился к полной власти, он со смирением принял Соборное Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича, понижавшее роль церкви и патриарха в государственном управлении.

Патриарх Никон (1652-1666)

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа из 12 кандидатов по царскому желанию в сан патриарха был возведён Никон.

Никон (Никита Минич Минин) родился в 1605 году в крестьянской семье, в детстве пережил тяжёлые унижения от мачехи; в 12 лет поступил на учение в монастырь. В 30-летнем возрасте он принял монашеский постриг под именем Никон. Встреча с царём Алексеем Михайловичем стала для Никона судьбоносной: царь, впечатлённый начитанностью, умом и аскетичным образом жизни Никона, перевёл его в московский монастырь, куда сам часто ездил для молитвы.

Патриаршество Никона ознаменовалось усилением роли верховного владыки в государственных делах и глубокими преобразованиями в церковном деле. Особое расположение к нему царя позволило Никону иметь титул «Великого Государя». Царь Алексей Михайлович безгранично доверял Никону и во время своих отъездов государственные дела оставлял на патриарха.

Никон был ревностным реформатором в церковном деле. При нём было введено новшество в обряд богослужения: двуперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, в результате чего возникло протестное старообрядческое движение, сурово пресекавшееся церковью. Необходимые изменения были внесены в греческие богослужебные книги. Были построены новые монастыри: благолепный вид Воскресенского монастыря под Москвой дал основание назвать его «Новым Иерусалимом».

Никон активно продвигал процесс сближения России с Украиной (Малой Русью), в результате чего в 1654 году был подписан акт об их воссоединении. После воссоединения с Украиной и Белоруссией (Белой Русью) в русскую православную церковь вошли епархии Юго-Западной Руси.

Охлаждение в отношениях между царём и патриархом наступило после мероприятий по введению в действие Соборного Уложения 1649 года, лишавшее церковь ведущей роли в государственном управлении. В знак протеста в 1666 году Никон оставил Москву и поселился в Ново-Иерусалимском монастыре. Большой Московский Собор под давлением греческих патриархов лишил Никона сана патриарха, обвинив его в самоуправстве, и в чине монаха отправил его в Кирилло-Белоозерский монастырь.

Царь Алексей Михайлович перед смертью раскаялся и просил прощения у Никона. Царь Фёдор Алексеевич в 1861 году вернул Никону сан патриарха и просил вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но на пути в монастырь патриарх Никон скончался.

Патриарх Иоасаф II (1667-1672)

Сподвижник патриарха Никона, Иоасаф, продолжил его реформы в области исправления богослужебных книг. Борясь с расколом, он произнёс анафему на неповинующихся. Иоасаф выступил против проникновения западной формы иконописи в русскую манеру написания икон. Патриарх уделял большое внимание православному просвещению народов Сибири и северо-восточных окраин Руси, отправляя в отдалённые районы религиозные книги и священников. На Амуре был основан Спасский монастырь.

В государственных делах патриаршество теряло то значение, которое оно имело при Никоне.

Патриархи последней трети XVII века пытались воспрепятствовать сближению России с Западом и ослабить возрастающее иностранное влияние на русское общество. Но они не смогли противостоять упорству молодого царя Петра Алексеевича.

Патриарх Питирим (1672-1673)

Сподвижник Никона, Питирим находился на патриаршем престоле всего 10 месяцев, но успел основать Тверской Осташковский женский монастырь. К его заметным делам, вошедшим в историю, является крещение в 1672 году в Чудовом монастыре Петра, будущего императора Петра Великого.

Патриарх Иоаким (1674-1690)

Патриарху Иоакиму пришлось отстаивать чистоту веры во время активного проникновения западных религиозных идей. Бескомпромиссная позиция Иоакима в вопросе престолонаследия в 1682 году, когда на царство были венчаны два сына Алексея Михайловича, Иван и Пётр, помогла сохранить единство государства.

Умирая, патриарх Иоаким умолял власти не допустить распространения иноземного влияния, препятствовать дружбе православных с иноземцами, не давать строить кирхи, не допускать иностранцев к должностям в русском государстве.

Патриарх Адриан (1690-1700)

Свою деятельность Адриан посвятил борьбе против ереси. Неодобрительно относясь к реформам Петра I, патриарх Адриан поддерживал меры по укреплению государства: строительство флота и преобразование армии. Открытое противостояние царя и патриарха перешло в острую фазу, когда Адриан отказался насильно постричь в монахини первую жену Петра Евдокию Лопухину. Отношение царя к патриарху продемонстрировало грубое изгнание царём Адриана, пытавшегося заступиться за стрельцов, приговорённых к казни.

Адриан стал последним патриархом Московским и всея Руси в период самодержавия.

Пётр I, учитывая опыт Никона, оказывающего значительное влияние на государственные дела, и старясь не допустить ограничения самодержавной власти патриархом, упразднил патриаршество. Высшим органом церковного управления стал Святейший Синод.

Патриаршество было восстановлено лишь триста с лишним лет спустя – 28 октября 1917 года.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Василий Блаженный , русский, московский юродивый, святой, канонизирован в 1588 году, тогда же его мощи перенесены в Покровский собор что на Рву (Храм Василия Блаженного), обладал даром предвидения;
  • Годунов Борис Фёдорович, боярин, брат жены царя Фёдора I Ивановича, в 1587 - 1598 годах фактический правитель государства, с 1598 по 1605 годы - первый русский царь из династии Годуновых;
  • Романов (Тишайший) Алексей I Михайлович, второй русский царь из династии Романовых 1645 - 1676 годы, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии;
  • Романов Михаил I Феодорович (Федорович), первый русский царь из династии Романовых, правил с 1613 года, избран на царствование Земским собором 3 марта 1613 года;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Романов Фёдор III (Феодор) Алексеевич, русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны;
  • Рюрикович (Святой, Красно Солнышко, Креститель) Владимир Святославич, князь новгородский (970 - 988) и великий князь киевский (978 - 1015), в 988 году принял христианство, сделав его государственной религией и провёл Крещение Киевской Руси;
  • Рюрикович (Грозный) Иван IV Васильевич, государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый венчанный царь всея Руси;
  • Рюрикович Фёдор I Иоаннович (Иванович), царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей;
  • Рюрикович (Мудрый) Ярослав Владимирович, князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский, сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей), при крещении наречён Георгием; в православной церкви почитается как благоверный князь;
  • Шуйский (Рюрикович) Василий IV Иоаннович (Иванович), русский царь с 1606 по 1610 год, представитель княжеского рода Шуйских (суздальская ветвь Рюриковичей), после низложения жил в плену у поляков.
Тематические сайты: Государство, История, Культура, искусство, музеи, Политика, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Владимирская область, Вологодская область, Карелия Республика, Москва, Псковская область, Рязанская область, Татарстан Республика, Тверская область
Сайты столиц субъектов РФ: Владимирская область - Владимир
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Греция, Грузия, Кипр, Польша, Россия, Турция, Украина
Сайты столиц стран: Украина - Киев
Сайты городов стран: Израиль - Иерусалим, Турция - Стамбул
Сайты регионов мира: Ближний Восток, Европа Восточная, Европа Центральная, Кавказ
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: mednolit.com/patriarhi-rusi
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...