Школа в общеупотребительном значении обозначает образовательный центр, предназначенный, в основном, для обучения детей. Современному обществу, где практический каждый учился в школе, трудно представить время, когда школы не существовали и природная любознательность детей не получала своего развития. Когда и как появились школы на Руси?
В какой период развития общества появляются школы?
Потребность в создании школ появляется тогда, когда общество заинтересовано в распространении грамотности, а необходимым условием появления образовательных учреждений является формирование и развитие письменности. Существование начальных форм письменности у древних славян подтверждают археологические находки: сначала это были пиктографические записи на камне, на бересте и на костях животных, затем появились «черты и резы» – так древние иноземные авторы называли насечки для счёта. Установлено, что древним славянам были знакомы римские и греческие буквы – они были обнаружены археологами на вощёных табличках и на глиняной посуде. Однако в догосударственный период грамотность была привилегией небольшой группы людей – языческих жрецов, которые, желая сохранить свою власть над людьми, не стремились распространять знания. В языческой Руси школ не было.
Причины появления первой школы в Древней Руси
Первая школа на Руси появилась при князе Владимире (960-1015), сыне князя Святослава, внуке княгини Ольги, принявшей христианскую веру. Возглавив Русь, раздираемую междоусобицами, князь Владимир, первоначально ярый приверженец языческой веры, решил объединить славян с помощью новой, единой, веры. Такой верой стало христианство, принятое от Византии. Крещение князя Владимира состоялось в 988 году, после чего князь, получивший христианское имя Василий, стал инициатором крещения Руси. Переход от язычества к христианству для населения был болезненным процессом, не все сразу приняли новую веру, в ряде мест волхвы организовали сопротивление крещению. Для упрочения христианства нужны были священнослужители и книжники, хорошо разбиравшиеся в христианских канонах и в христианской литературе. Кроме того, князю требовалась опора – грамотные помощники, которые поддержали бы его начинания в области просвещения, считавшегося в христианстве богоугодным делом. Потребность укрепления государства с помощью единой веры соединились с необходимостью создания слоя грамотных людей, осознанно поддерживавших христианскую политику князя. Так появилась идея о создании школы на Руси. О создании «книжного учения» в Киеве упоминалось в «Повести временных лет» и в Лаврентьевской летописи. Возведение церквей стало сопровождаться организацией обучения при духовных заведениях. Смелая и дальновидная политика князя Владимира направила развитие Руси по пути прогресса. Термин «школа» как обозначение учебных центров, где детей обучали грамоте и различным ремёслам, появился в древнерусских документах в 1382 году.
Как и чему обучали в первой школе Древней Руси
Организацией первой школы занимался непосредственно сам князь Владимир. По совету святителя Михаила, первого митрополита Киевского, князь распорядился собрать детей для обучения христианской вере. Целью обучения было овладение грамотой и навыками письма, необходимыми для усвоения религиозных норм, содержавшихся в священных текстах и в книгах отцов церкви, а также для переписывания богослужебных книг.
Историк В. Н. Татищев (1686-1750), который пользовался сведениями ныне утраченных летописей, указывал, что первых учеников «попы учёные», отправленные для крещения населения, набирали из «знатных, средних и убогих» семей. Незнакомое дело пугало матерей, которые провожали на обучение своих сыновей 7-9 лет с плачем и стенаниями «яко по мертвецы плакахуся».
По некоторым данным, первая школа была открыта при киевской Десятинной церкви. Обучение шло на родном «словеньском» языке. Большой поток обучающихся был разделён на несколько групп; в каждой группе был свой учитель. Первыми учителями были духовные лица, присланные из Византии и Болгарии, где школы появились задолго до крещения Руси. Главными предметами были чтение, письмо и пение; основными учебниками были священные книги; азбук и букварей не существовало. Предполагается, что первой учебной книгой была Псалтирь. Трудность обучения облегчалась постоянными учительскими разъяснениями и толкованиями. Митрополит Михаил в своём наставлении учителям советовал учить детей «не яростию, не жестокостию, не гневом», но «сладким проучением и ласковым рассуждением». В таких условиях начала формироваться грамотная прослойка древнерусского общества.
Примерно через столетие школы стали открываться по всей Руси. В 1086 году в период правления князя Всеволода Ярославича в монастыре при церкви святого Андрея было открыто первое женское училище, где дочь князя, настоятельница Анна, организовала обучение девочек грамоте и рукоделию. Началась тысячелетняя история русской школы, которая, несмотря на все испытания и преобразования, отстояла своё право на существование.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: