03.12.2024 10:03, Редакция: 25.04.2025 11:07
Аналитика.
Просмотров всего: 10784; сегодня: 29.

Первые святые на Руси

Первые святые на Руси

Святость в церкви – это идеал служения Богу. Основания, по которым происходит причисление к лику святых, определены еще во времена Древней Церкви. Подвиги христиан, пострадавших за веру, увеличивали число верующих; на крови мучеников, причисленных к святым, строились храмы. Первыми святыми на Руси были провозглашены Феодор и Иоанн Варяжские и благоверные князья Борис и Глеб.

В хронологическом порядке первыми святыми на Руси считаются варяг Феодор и его сын Иоанн. Варяг из Скандинавии по имени Тур (Тор), крестившись в Византии, получил христианское имя Феодор. Во время службы в русской дружине Феодор был известен своей честностью и мужеством. Поселившись в Киеве, Феодор вёл благочестивый образ жизни, передавая христианское учение своему сыну Иоанну.

Примерно в 983 году киевские язычники хотели совершить человеческое жертвоприношение своим богам; жребий пал на Иоанна. На требование язычников отдать им Иоанна Феодор ответил отказом, заявив, что боги язычников это бесы, сделанные из дерева, а сотворивший всё на земле «Бог же Един». Разъярившись, толпа язычников убила Феодора и Иоанна. Самоотверженная защита веры стала первым известным христианским подвигом на Руси, который потряс многих. Предполагают, что это событие могло стать решающим при выборе веры князем Владимиром: подобное мужество могло быть проявлено только при защите правого дела.

Впоследствии на месте гибели Феодора и Иоанна князь Владимир велел возвести Десятинную церковь.

В списке русских святых Русской православной церкви Феодор и Иоанн Варяжские значатся как первомученики. 

Борис и Глеб: первые христианские святые после крещения Руси

Князья Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были младшими сыновьями князя Владимира. Предполагается, что их матерью была знатная «болгарыня», взятая в плен Владимиром. Житие Бориса и Глеба стало темой нескольких произведений древнерусской литературы, подчёркивавших, что они воспитывались в духе христианской кротости и смирения и были окружены вниманием и любовью близких.

При распределении древнерусских земель князем Владимиром Борис получил в княжение Ростов, Глеб – Муром. По некоторым сведениям, Владимир хотел передать киевский престол своему младшему сыну Борису, что не могло не вызвать гнев старших сыновей, особенно Святополка, главного претендента на княжеский трон. Как сказано в литературе, помыслы Святополка уловил дьявол: после смерти князя Владимира Святополк решил умертвить Бориса, а затем и Глеба.

Первое братоубийство произошло на реке Альта близ Ярославля. Предчувствуя свою близкую гибель, Борис всю ночь молился, хотя у него было достаточно воинов, чтобы сразиться с войском Святополка. В ночь на 24 июля 1015 года подосланные Святополком убийцы ворвались в шатёр князя. Борис и его верный слуга Георгий Угрин, пытавшийся свои телом прикрыть князя, были зверски убиты. Тело князя было тайно увезено в Вышгород и помещено в храм Василия Великого.

Другим злодейством Святополка, прозванного на Руси Окаянным, было убийство Глеба, обманным путём вызванного из Мурома. В пути Глеб получил весть от Ярослава, предупреждавшего о готовившимся на него нападении, но молодой князь не хотел верить в злодейство Святополка и выступать против него. Глеб был умерщвлён 5 сентября 1015 года в месте впадения реки Смядыни в Днепр, близ Смоленска. Ему было примерно 19 лет. Тело Глеба было захоронено там же в выдолбленных деревянных колодах.

Сам Святополк после сражения с князем Ярославом бежал к своему тестю в Польшу. После неоднократных попыток вернуться к власти на Руси, Святополк бесславно закончил свои дни в пустынном месте между Чехией и Польшей при неизвестных обстоятельствах.

Став киевским князем, Ярослав Мудрый перенёс тело Глеба в Вышгород и поместил его рядом с захоронением Бориса. После пожара в храме Василия Великого нетленные мощи Бориса и Глеба были помещены в построенную деревянную церковь, а в 1072 году князь Изяслав Ярославич перенёс мощи в каменную церковь. Митрополитом Иоанном убиенные князья были канонизированы как князья-страстотерпцы – в этом лике почитаются праведники, пострадавшие от людских страстей и проявившие при этом личное самопожертвование. Своей гибелью Борис и Глеб предотвратили убийственную междоусобицу. Канонизация, то есть официальное причисление праведников к лику святых, была подтверждена Константинопольской церковью.

 

Массовое почитание князей-страстотерпцев началось до их канонизации: близ мощей святых были отмечены чудесные явления и случаи исцеления. Братья Борис и Глеб почитаются как заступники земли Русской: их явление наблюдали войска Александра Невского и Дмитрия Донского перед решающими битвами, перед их образами с просьбой о защите молятся воины.

Русская православная церковь 12 (25) июля отмечает день памяти первомучеников Феодора и Иоанна, первых святых по времени подвига. День памяти благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида, отмечается 24 июля (6 августа).

Изображение (фото): azbyka.ru


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Ростов Ярославской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11053 публикации
Сайт: mednolit.com/pervye-svyatye-na-rusi
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...