27 июня 2024 года в столице Республики Бурятия состоялось открытие международной научно-практической конференции «Огни магистрали: исторический опыт и стратегии развития регионов Сибири и Дальнего Востока». Мероприятие приурочено к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В число организаторов конференции вошли Правительство Республики Бурятия, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, Российское историческое общество и фонд «История Отечества».
С приветственным словом к участникам обратилась заместитель председателя Правительства Республики Бурятия Евгения Лудупова, отметившая, что сейчас на БАМ ведётся активная модернизация железнодорожной магистрали:
«Бурятский участок БАМ является одним из самых сложных. Особенно часть Северомуйского тоннеля, который был недавно открыт и сегодня известен на весь мир. Мы знаем, что скоро тоннель будет прирастать новыми стройками, которые, несомненно, сегодня нужны. Вся Азия, да и весь мир, смотрит на возрождённое строительство Байкало-Амурской магистрали».
О масштабе подвига строителей БАМа рассказал директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, председатель Совета отделения РИО в республике, академик РАН Борис Базаров:
«Надо вдуматься в некоторые цифры, которые было бы не лишним напоминать сейчас. Всего лишь за 10 лет, с 1974 по 1984 год, было построено 3000 километров основного пути, 8 тоннелей, 4242 моста, более 200 железнодорожных станций, 63 населённых пункта, включая три новых города – Северобайкальск, Тында и Нерюнгри. Отмечая этот юбилей, мы должны помнить, что молодёжь того времени променяла свои удобные места проживания в городах и сёлах на очень тяжёлый созидательный труд. Участие в создании БАМ приняли фактически все народы Советского Союза. Молодёжь совершила выдающийся подвиг, и мы видим, что, к сожалению, в наше время нашлись люди, которые называли БАМ “дорогой в никуда”. В этой информационной войне был момент, когда мы были достаточно близки к общему кризису понимания нашей истории. Но сейчас возвращение к идее Восточного полигона предусматривает создание новой железнодорожной инфраструктуры».
Ректор Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Алдар Дамдинов в своей речи поблагодарил за поддержку в организации конференции фонд «История Отечества» и Российское историческое общество и пожелал участникам продуктивных обсуждений:
«Тематика секций нашей конференции разнообразна, и в ней принимают участие все — от историков и филологов, до тех, кто непосредственно занимался историей строительства БАМа. Хотел бы пожелать, чтобы у нас сегодня был интересный, конструктивный разговор. Надеюсь, что будет много докладов, связанных со строительством БАМ-2».
В конференции приняли участие учёные и представители сферы образования из России, Монголии, Венгрии и Казахстана. Выступления были посвящены различным аспектам истории строительства и эксплуатации Байкало-Амурской магистрали, перспективам современного проекта расширения железной дороги БАМ-2, а также включению истории БАМ в образовательный процесс.
Большой интерес участников пленарного заседания вызвала презентация сборника архивных документов «Слышишь, время гудит – БАМ! История строительства Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали в документах Государственного архива Республики Бурятия. К 50-летию БАМа» и новой электронной базы данных «БАМ: сквозь пространство и время» – современной платформы для научных исследований и популяризации науки, созданной при поддержке фонда «История Отечества». В рамках конференции состоялась встреча студентов Бурятского государственного университета с Героем Социалистического Труда, одним из участников стройки БАМ Вячеславом Аксёновым.
Текст: Анастасия Димитриева
Фото: пресс-служба БГУ им. Д. Банзарова
Тында Амурской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.