14.03.2024 14:21
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 8575; сегодня: 1.

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Витражи, смальтовые панно, мраморные барельефы, колонны с резными капителями, лепнина на потолке и окаменелости древних обитателей морей в полу — все это можно увидеть на станциях Кольцевой линии. Почему они выделяются на фоне других исторических станций и как строили первое кольцо московского метро?

Торжественная и величественная Кольцевая линия соединяет большинство веток столичного метро и семь железнодорожных вокзалов города. 14 марта исполняется 70 лет с момента ее полного открытия. В этот день в 1954 году запустили третий, последний участок от «Белорусской» до «Парка культуры».

Экскурсовод Музея транспорта Москвы Ирина Чижевская рассказала, чем уникальна Кольцевая линия, что символизирует каждая ее станция, почему кольцо так богато декорировали и какие шедевры искусства часто остаются во время поездок незамеченными.

Как менялись очертания кольца и откуда взялся коричневый цвет

Идея создать Кольцевую линию появилась еще в 1920-х годах, но в первоначальные планы по строительству метро она не попала. В 1930-х линии проектировали по загруженным маршрутам трамваев. Кроме того, в те годы по Садовому кольцу курсировал троллейбус Б, который неплохо справлялся с потоком пассажиров. И все же метростроители продолжали делать зарисовки круговой ветки: она то дублировала Садовое, то отклонялась на юго-восток, чтобы охватить промышленные районы города.

«Кольцевая линия всегда присутствовала в перспективных проектах метро, ведь единственным пересадочным узлом долгое время оставался узел “Площадь Революции” — “Охотный Ряд” — “Площадь Свердлова” (ныне — “Театральная”). Итоговый проект объединил существующие на тот момент и будущие участки метрополитена, а также семь из девяти вокзалов города. Работы начались к концу Великой Отечественной войны. Население города постепенно увеличивалось, метро требовались новые пересадочные узлы, соединяющие вокзалы, жилые и промышленные районы», — отметила Ирина Чижевская.

Популярна история, согласно которой Кольцевую линию внесли в план строительства после того, как Иосиф Сталин поставил на чертежи кружку с кофе и на бумаге остался круглый коричневый отпечаток. Но это только легенда. Она возникла, когда линии раскрасили.

«Изначально за ними не закреплялись цвета: например, Сокольническую рисовали то красной, то черной. Но в 1957 году в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов — грандиозное событие, на которое съезжались люди из разных стран. Чтобы иностранцы могли легко ориентироваться в метрополитене, ветки обозначили цветами. Выбрали три самых простых для печати: красный, зеленый, синий. А если их смешать, получится коричневый. Отсюда и цвет Кольцевой», — рассказала Ирина Чижевская.

Храм триумфа советского народа

Кольцевую линию метро построили за 10 лет — по меркам той эпохи в рекордные сроки. Первый участок от «Парка культуры» до «Курской» открылся 1 января 1950 года, он проходит под Садовым кольцом. 30 января 1952-го заработал второй — от «Курской» до «Белорусской». Замкнулось кольцо 14 марта 1954-го, когда поезда пустили от «Белорусской» до «Парка культуры». Линия стала апофеозом сталинского ампира. Ирина Чижевская объяснила, почему ее так богато декорировали.

«Московское метро изначально проектировали как подземные дворцы для людей. Молодая Страна Советов хотела доказать, что, несмотря на все трудности, живет и развивается. Но если в дизайне станций первых очередей еще чувствуется влияние конструктивизма, то Кольцевую строили уже с размахом — величественной и торжественной. Ведь дело было в послевоенный период. А что такое послевоенный период? Это триумф советского народа. Кольцевая линия стала отражением Великой Победы, ее храмом», — поделилась Ирина Чижевская.

Конструкция станций напоминает храмовую: «нефы» (вытянутые помещения, ограниченные с одной или двух сторон колоннами) ведут к «алтарям», роли которых играют скульптуры и монументальная живопись. Оформление интерьеров посвящено триумфу Победы, радостям мирной жизни в Стране Советов. «Парк культуры» — отдых, спорт и творчество советского народа. «Павелецкая» — волжские края, хлебные житницы России. «Курская» — Черноземье. «Комсомольская» — триумф Победы. «Проспект Мира» — развитие сельского хозяйства. «Краснопресненская» — победа революций 1905 и 1907 годов.

Витражи из разноцветных стекол и мозаики из ценных камней

Яркая, светлая, торжественная — все это о «Новослободской», которую считают одной из самых красивых станций кольца. Она украшена десятками витражей из разноцветного стекла, обрамленными сталью и золоченой латунью. Они размещены внутри пилонов и освещены изнутри. Кусочки стекол складываются в рисунки фантастических цветов, растений, звезд. Узоры вдохновлены вышивкой с одежд русских князей и царей. В верхней части витражей вставлены медальоны, на которых изображены сцены из мирной жизни: музыкант за фортепиано, художник за мольбертом, агроном в поле.

«На “Новослободской” создана форма храма: арки, позолота и длинный зал, ведущий к “алтарю” — смальтовому панно во всю стену с надписью “Мир во всем мире”. На нем мать держит на руках ребенка. Это образ Родины-матери», — добавила Ирина Чижевская.

Звание самой величественной станции получила «Комсомольская». Просторный зал с высокими мраморными колоннами, увенчанными резными капителями, массивные люстры, лепнина на потолке — все это производит впечатление на пассажиров. «Комсомольская» и должна была отражать великолепие Москвы, стать своего рода вратами в город.

«Именно эту станцию первой видели гости столицы, прибывшие на три вокзала. Ее радиальная сестра, кстати, тоже самая большая и светлая в своей очереди. Мозаики “Комсомольской” выполнены из смальты и ценных камней. Они воспевают полководцев и воинов: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, солдат Красной армии», — рассказала Ирина Чижевская.

Подземный зал станции «Курская» оформлен сдержанно, чего не скажешь о ее наземном вестибюле. Он напоминает античный храм воинской славы с торжественным круглым залом, украшенным скульптурами с лавровыми венками, с парадным куполом в торце и декоративными элементами в виде звезд и победных мечей.

Отсылки к древнерусской архитектуре и мрамор, которому 300 миллионов лет

«Добрынинскую» многие находят слишком невыразительной по сравнению с эффектными соседками. Но, если присмотреться, можно заметить, как красива станция, полагает Ирина Чижевская.

«Она отсылает нас к древнерусской архитектуре: конструкции и цветовые решения вдохновлены старинными храмами. Станция посвящена труду советского народа. В нишах пилонов спрятаны мраморные барельефы, на которых вылеплены мужчины и женщины в национальных костюмах. Они собирают урожай, кормят домашних животных, ловят рыбу. Мы не замечаем многих деталей в интерьерах, пока быстро переходим с одной станции на другую», — подчеркнула она. 

Некоторые детали и вовсе обнаружили недавно. Так, в мраморе, которым облицованы станции кольца, нашли окаменелости древних обитателей морей: на «Проспекте Мира» — раковины головоногого моллюска, в переходе с кольцевой «Павелецкой» на радиальную — морские лилии, наутилусы, губки, на пилонах «Краснопресненской» — гастроподы и аммониты.

«Мрамору, которым отделывали пилоны “Краснопресненской”, около 300 миллионов лет. Палеонтологам и просто любителям древностей Кольцевая линия может многое рассказать. Но окаменелости не были частью дизайна. Материалы для стройки везли со всего Союза, и камень был просто камнем», — отметила Ирина Чижевская.

Метро как музей истории страны

По станциям московского метро можно изучать историю страны. Кольцевая линия стала воплощением переосмысления ее прошлого и адаптирования его к новым социалистическим реалиям — тому пример «Комсомольская» с русскими полководцами и красноармейцами. Станции, которые строились позднее, отличаются от кольца, поскольку во второй половине века начинается борьба с архитектурными излишествами.

«Тогда остро стояла проблема с расселением людей, нужно было рационально расходовать средства. В итоге архитекторам и декораторам связали руки. Те же станции Филевской линии, открытые в конце 1950-х, очень аскетичны. Поэтому Кольцевая выделяется на фоне других исторических веток», — заключила Ирина Чижевская.

Фото: Максим Денисов, портал Мэра и Правительства Москвы; пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод

Об уникальности станций метро Москвы рассказал экскурсовод


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10578 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/136344073/
Поделиться:

Интересно:

Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
11.03.2025 22:35 Интервью, мнения
Елена Мишакова: Конкурс «От эскиза до подиума» нужен нам всем
10 марта в Общественной палате РФ состоялось подведение итогов проекта «От эскиза до подиума». Национальный конкурс «От эскиза до подиума» посвящен развитию творчества юных дизайнеров современной модной одежды. По приглашению организаторов я приняла участие в жюри заключительного этапа конкурса на котором состоялись показы коллекций участников прошедших предварительные этапы отбора.  Конкурс - национальный, в нём приняли участие дети из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владимира, Красноярска, Казани, Ханты-Мансийска, Московской области, Республики Мордовия, Екатеринбурга, других регионов и городов нашей страны. Юным дизайнерам помогали наставники, консультанты, организаторы конкурса, общественные организации, конечно же родители, наверное дедушки и бабушки,  друзья. Но главным стало желание молодых участников конкурса творить, создавать что-то новое, удивить...
Народы Древней Руси
11.03.2025 12:02 Аналитика
Народы Древней Руси
Древнерусская народность начала формироваться на территории Киевской Руси в IX-XIII веках. Новая этническая общность складывалась на основе взаимодействия различных славянских племён и их соседей, проживающих на обширной территории от берегов Балтики на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге, от Дона на востоке до нижнего течения Дуная на западе. Численность древнерусского населения Определить численность населения Древней Руси практически невозможно, так как перепись в те времена не велась, а многие письменные документы были утеряны. Поэтому подсчёты являются приблизительными. Русский и американский историк Г.В. Вернадский (1887-1973), сопоставив данные различных источников, пришёл к мнению, что в начале XIII века, до монгольского нашествия, численность древнерусского населения составляла 7-8 миллионов человек. Ядро древнерусской народности – восточнославянские племена Согласно...