22.11.2023 12:04
Новости.
Просмотров всего: 14153; сегодня: 19.

Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года

Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года

Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью связывающей блокадный Ленинград с остальной страной была «Дорога жизни» через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни, официально - Военно-автомобильная дорога № 101. Первая автоколонна с продовольствием отправилась по льду Ладоги 22 ноября 1941 года.

Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение. Начальником тыла Ленинградского фронта Лагуновым 13 ноября был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец - маяк Кареджи».

Военно-автомобильную дорогу предполагалось устроить шириной 10 метров для двустороннего движения автотранспорта, через каждые 5 километров должны были сооружаться питательно-обогревательные пункты. С 15 по 19 ноября 12 групп вели обследование установившегося льда. Результаты показали, что трасса на Кареджи имеет свободные ото льда участки, но возможно устройство дороги через острова Зеленцы.

Командующим Ленинградского фронта 19 ноября был подписан приказ об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро. Автотракторная дорога с суточным грузооборотом в 4000 тонн должна была пройти по маршруту мыс Осиновец - острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Через каждые 7 километров предполагались питательно-обогревательные пункты. Для эксплуатации и охраны дороги и перевалочных баз создавалось Управление дороги во главе с инженером первого ранга Монаховым, которое подчинялось начальнику тыла фронта.

Ледовая дорога 26 ноября получила наименование военно-автомобильная дорога № 101. Начальником дороги вместо Монахова был назначен капитан 2-го ранга Нефедов. Для обслуживания дороги, включая перегрузочные пункты, Управлению ледовой дороги были приданы воинские части, насчитывающие в общей сложности 9 тысяч человек.

Перевозки через Ладогу осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада, не входившая в подчинение управлению ледовой трассы. За счет тыла 54-й армии к 22 ноября приказывалось организовать пути подвоза по трассе Новая Ладога - Черноушево - Лемасарь - Кобона с открытием перевалочных баз на железнодорожных станциях Войбокало и Жихарево, а также обеспечить подвоз грузов к перевалочным базам в Кобоне и Лаврово. За доставку грузов до восточного берега озера отвечал уполномоченный Ленинградского фронта Афанасий Шилов.

Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 сантиметров. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха -5 °C, или за четверо суток при температуре -15 °C, 17 ноября толщина льда была 10 сантиметров, 20-го уже 18 сантиметров.

Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги с Вагановского спуска у деревни Коккорево был отправлен батальон конно-транспортного полка, недавно сформированного Ленинградским фронтом. Батальон представлял собой конно-санный обоз из 350 упряжек. Вечером того же дня обоз добрался до Кобоны, загрузился мукой и отправился ночью в обратный путь, прибыв в Осиновец 21 ноября с грузом 63 тонн муки.

В тот же день были предприняты несколько удачных попыток пересечения озера на порожних машинах ГАЗ-АА. На восточный берег 22 ноября была отправлена первая автоколонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Порчунова, состоящая из 60 автомашин с прицепленными санями.

Загрузив на восточном берегу 70 тонн продовольствия, автоколонна отправилась назад и прибыла в Осиновец вечером того же дня. В ноябре по трассе доставлялось в среднем немного более 100 тонн грузов в сутки, в начале декабря, по мере усиления льда, около 300 тонн и к концу месяца уже около 1000 тонн.

При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжелый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути легкая машина с людьми при определенной скорости могла провалиться под лед. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной, и для автомобилей была предписана определенная скорость, чтобы избежать происшествий.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: rus.team/events/v-blokadnyj-leningrad-po-doroge-zhizni-otpravilas-pervaya-avtokolonna
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...