15.06.2023 10:09
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2403; сегодня: 3.

Лучшая почва для незаурядного мышления - любознательность

Лучшая почва для незаурядного мышления - любознательность

Мы привыкли думать, что отцом-основателем воспитательной педагогики был Василий Сухомлинский, а новатором в перевоспитании несовершеннолетних преступников — Антон Макаренко. Однако первые успешные шаги в этих направлениях, как и начало гуманной педагогики в России, связаны с другим именем — Александра Яковлевича Герда (1841–1888). Как педагогу-гуманисту удалось опередить свое время на десятилетия, что делало его подходы востребованными и для работы с правонарушителями, и для образования детей Александра III, а также почему выдающийся реформатор почти неизвестен сегодня? Об этом рассказал член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.

Дитя реформ.

Феномен Герда связан не только с его природными дарованиями, но и с уникальными чертами времени начала профессиональной деятельности педагога. Он окончил университет в один из самых прогрессивных периодов в истории Российской истории после Петра I.

"Удивительно плодотворный период длился с отмены крепостного права в 1861 году до первого покушения на Александра II в 1866-м. Пик эпохи Великих реформ, которые способствовали демократизации общества, и впервые после восстания декабристов общественная инициатива стала поощряться, а образование больше не контролируется от и до государственным аппаратом", – рассказал Богуславский.

В 1863 году Герд начал преподавать в самой прогрессивной школе не только Санкт-Петербурга, но и империи – Василеостровской. Она создавалась сообществом единомышленников, молодых педагогов. Заведением управляли коллегиально, без директора, а на каждый урок конкретного учителя приходили другие преподаватели, чтобы потом детально проанализировать плюсы и минусы занятия.

"Именно там Герд получил уже практический фундамент и развил смелость в реализации собственных идей. Он дитя Великих реформ, если его старшим коллегам приходилось прикладывать усилия, чтобы перестраиваться с формальных подходов на гуманистические, то для начинающего учителя эта вдохновляющая атмосфера стала творческим стимулом", – дополнил ученый.

Разрушитель стен.

Молодой практик ставил перед собой задачу воспитывать граждан, которые смогут привносить в общество открытия и перемены. Если в центре взаимоотношений с воспитанниками Герд определял доверие, то целью его образовательной деятельности было развитие у воспитанников живого интереса к окружающему миру. Выдающийся педагог считал, что нет лучшей почвы для незаурядного мышления, чем любознательность, подметил Богуславский.

"Герд начал первым в России проводить образовательные экскурсии, устраивать практические занятия на природе, что очень напоминает "Школу радости" Василия Сухомлинского. Александр Яковлевич первым в России стал развивать наглядность как метод познания. Он все иллюстрировал рисунками, картонажами или опытами", – подчеркнул ученый.

И во время множества совместных прогулок, в атмосфере общей вовлеченности в занятия, формировалось самое ценное – доверие друг к другу и педагогу. Так Александр Герд разбивал стену отстраненности между воспитанниками и воспитателем, и ему это удалось. Дальше, с какими бы непростыми испытаниями он не сталкивался, принципы человеколюбия и совместности оставались незыблемой основой работы педагога-гуманиста.

Риск, который был оправдан.

В 1870 году в Петербурге организуют "Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов", которое занимается созданием колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников. Ее земледельческое отделение в Охте в восьми верстах от города возглавил Александр Герд. Если сравнить отчеты о деятельности этой колонии 1878–79 годов и первые главы "Педагогической поэмы" Макаренко, получится чрезвычайно похоже – и в общей ситуации, и в методиках воспитания, подчеркнул Богуславский.

Поэтому стоит помнить, что отечественным первопроходцем в деле социализации и воспитания оступившихся подростков через совместный труд является именно Герд, продолжил он.

"Тогда, после шестимесячной поездки по Европе в поисках лучших практик для таких заведений, он вынес для себя основной принцип, ставший таковым и для Макаренко, – в центре обучения не деятельность, а отношения. С этим опытом Герд начал работать в Охте и сразу сконцентрировался на формировании ядра коллектива, воспитанников, которые в дальнейшем помогали адаптироваться новоприбывшим", – добавил ученый.

Новатор пошел на риск: согласно его распоряжению в поселении не существовало ни заборов, ни решеток, ни даже сторожей. При этом воспитанниками зачастую становились несовершеннолетние преступники.

И, если судить по документам о деятельности колонии и записям очевидцев, воспитатель ни разу не применил насилие к воспитанникам. Воспитатели в колонии поддерживали Герда и говорили: "Мы шли за ним, не тяготясь непосильным подчас трудом", а один из педагогов колонии писал о своем руководителе, как о "подлинном идеале человека", продолжил Богуславский.

Заступник женских прав и воспитатель августейших.

В дальнейшей профессиональной деятельности Герд занялся еще одним направлением, опережающим его время, – развитием полноценного образования для женщин. В 1877 году он принял в заведование перворазрядное учебное заведение княгини Оболенской, частную женскую гимназию в Санкт-Петербурге. А также с первых дней основания первого женского высшего учебного заведения, Бестужевских курсов, педагог преподавал в нем, а впоследствии стал председателем педагогического совета.

"Герд, как уже опытный организатор образования, выстроил в гимназии полноценную систему среднего образования для женщин, а на основе Бестужевских курсов простраивал подходы к высшему образованию для женщин", – конкретизировал Богуславский.

Для конца XIX века это было большим достижением. В обществе господствовало убеждение, что женщине не нужно классическое образование, и даже в педагогическом сообществе выступали против.

Одной из учениц в гимназии княгини Оболенской была будущая супруга Владимира Ленина Надежда Крупская, которая обучалась в педагогическом классе.

Также с 1878 года Александр Яковлевич преподает детям Александра III. Так, Герд участвовал в воспитании ключевых фигур эпохи, которые потом окажутся по разные стороны революционных событий, отметил Богуславский.

"Сейчас о Герде действительно вспоминают редко, несмотря на его колоссальное значение для всей дальнейшей педагогической традиции. Мне кажется, проблема в том, что он не оставил нам теоретических трудов, только учебники и ряд заметок. Александр Яковлевич был практиком и человеком действия", – подметил он.

В 47 лет в Санкт-Петербурге Александр Герд скончался из-за оторвавшегося тромба. Зачастую один из наиболее прогрессивных педагогов своего времени работал по 16 часов в сутки, практически не отдыхал, а в редкие интервалы свободного времени помогал ученикам и начинающим преподавателям. Вероятно, пренебрежение собственным здоровьем и абсолютный альтруизм внесли немалую лепту в раннюю смерть Герда, когда он был на пике общественных и преподавательских успехов, уточнил Богуславский.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Романов Александр III Александрович, император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский, консерватор, проводивший контрреформы, а также русификацию нацокраин;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.
Тематические сайты: История, Наука, Образование, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Санкт-Петербург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9460 публикаций
Сайт: ria.ru/20230615/gerd-1878012707.html
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...