21.04.2023 16:31
Новости.
Просмотров всего: 17533; сегодня: 16.

21 апреля 1942 года создана производственная база ОКБ им. Ильюшина

21 апреля 1942 года создана производственная база ОКБ им. Ильюшина

Приказом Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с создана производственная база Опытно-конструкторского бюро самолетостроения С.В. Ильюшина.

Героические страницы отечественной истории создания выдающихся образцов военной техники под руководством талантливого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина в предвоенный и военный период нашли отражение в документах фондов Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Одним из таких документов был приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.)

13 января 1933 г. приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР на базе завода № 39 было образовано Конструкторское бюро опытного самолетостроения под руководством С.В. Ильюшина. За два года до начала Великой Отечественной войны в Опытно-конструкторском бюро был создан легендарный штурмовик Ил-2, позже дальний бомбардировщик Ил-4.

Работа ОКБ с началом войны затруднялась в связи с процессом эвакуации заводов авиапромышленности вглубь страны. Согласно докладной записке заместителя наркома авиационной промышленности СССР А.И. Кузнецова заместителю председателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР А.Н. Косыгину эвакуация заводов проходила с большими трудностями. На 18 июля 1941 г. из предусмотренных планом подачи 12 386 вагонов было подано 8 592, что составляло 69% к плану.

При приближении немецко-фашистских войск к Москве, 8 октября 1941 г. нарком авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин обязал Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) выделить предприятиям Наркомавиапрома вагоны для перевозки эвакуируемых предприятий из Москвы и Московской области с ежесуточной подачей 380 вагонов, обеспечив немедленную их отправку и ускоренное продвижение до мест назначения. (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 590. Л. 61–63.)

В это время в г. Куйбышев отправлен личный состав и оборудование Опытного конструкторского бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. В тяжелый эвакуационный период выпуск самолетов постоянно срывался. 16 декабря 1941 г. командующий Военно-воздушными силами (ВВС) Красной армии П. Ф. Жигарев сообщил Сталину, что выполнение программы по выпуску самолетов идет крайне неудовлетворительно. В ноябре план был выполнен только на 38%. За первые 15 дней декабря заводами Наркомата авиационной промышленности (НКАП) недопоставлено Военно-воздушным силам Красной армии 623 боевых самолетов.

Постановление Государственного комитета обороны (ГКО) СССР № 1054сс «О плане производства самолетов и авиационных моторов в январе, феврале и марте 1942 г.» обязало Наркомат авиационной промышленности обеспечить выпуск: в январе 1942 г. – 1 619 самолетов, в феврале – 1 749, а в марте – 2 189, в том числе, штурмовиков Ил-2 за январь – 300, за февраль – 422, за март – 648.

Узнав, что утвержденный план по выпуску самолетов на 19 марта 1942 г. не выполняется, И.В. Сталин на донесении А.И. Шахурина написал резолюцию: «т. Маленкову. 16 завод (моторовый) – безобразие! Неужели не можете взять за жабры 16-й завод и Шахурина? Невозможно терпеть дальше такое безобразие. И. Сталин». (РГАНИ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 35. Л. 111.)

После такой резолюции, работа в авиационной промышленности была перестроена. В постановлении ГКО СССР № 1522сс «О плане выпуска самолетов и моторов в 1942 г.» от 1 апреля 1942 г. отмечено, что большинство эвакуированных авиазаводов работает не на полную мощность, в результате чего авиапромышленность дает меньше половины продукции по сравнению с тем, что могло выпускаться с имеющихся производственных мощностей. Полезная отдача оборудования и производительность труда была признана неудовлетворительной.

С целью максимального увеличения выпуска продукции Государственный комитет обороны постановил утвердить основные типы боевых самолетов для серийного производства на заводах НКАП в 1942 г.: одноместный истребитель – Як-1, Як-7, одноместный штурмовик – Ил-2, ближний бомбардировщик – Пе-2, дальний бомбардировщик – Ил-4. Был установлен план производства в 1942 г. в общем объеме 25 683 боевых самолетов.

8 апреля 1942 г. А.И. Шахурин направил Сталину на утверждение проект постановления о создании производственной базы для Опытно-конструкторского бюро С.В. Ильюшина, которое себя хорошо зарекомендовало. На следующий день, 9 апреля 1942 г. вышло постановление ГКО СССР № 1573сс о создании производственной базы для ОКБ. При этом Ильюшину передавался авиационный завод, где он должен был занять должность директора и главного конструктора (РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 50. Л. 10–12.)

Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с в соответствии с вышеуказанным постановлением ГКО передавал под опытную базу главному конструктору Ильюшину завод № 240.

Обратно в Москву предписывалось перевезти из Куйбышева оборудование и работников ОКБ, а из Казани оборудование завода № 240. Для этой цели выделялось 20 вагонов. Для передачи завода была создана приемно-сдаточная комиссия.

При этом ОКБ сверх фондов НКАП обеспечивалось четырьмя автомашинами ГАЗ-2А, которые Наркомат среднего машиностроения обязан был отгрузить немедленно.

НКАП разрешено было организовать при заводе отдел рабочего снабжения. При этом ему передавался свиноводческий совхоз Ачкасово Воскресенского района Московской области и московский плодоовощной совхоз «Комсомолец». (РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.) На нижнем поле документа имеется подлинная рукописная помета: «Читал. Сер[гей] Ильюшин. 21 апреля 1942».

В докладе отдела авиационной промышленности Государственного планового комитета (Госплана) СССР председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому от 14 мая 1943 г. давался краткий анализ работы авиапромышленности и организаций, производящих ремонт самолетов и авиамоторов, за 1942 г. В докладе по самолету Ил-4 отмечалось, что конструкторским бюро увеличена мощность огня. Отработаны и внедрены в серию деревянные агрегаты: носовая часть фюзеляжа, пол пилота и др. Проведены работы по антиобледенителям, подогреву карбюратора, металлизации и др. По самолету Ил-2 было модернизировано крепление бомбового вооружения, установлена вторая кабина для стрелка. Самолет был оборудован радиосвязью и бронезащитой, установлен форсированный мотор АМ-38ф и др. Заводы выпускали разные виды самолетов Ил-2. Заводы № 1 и 30 выпускали Ил-2 с деревянным крылом, а завод № 18 – с металлическим. (РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 94. Д. 16. Л. 41–19, 16–10.)

Таким образом, работа конструкторов вновь созданной производственной базы Опытно-конструкторского бюро самолетостроения С.В. Ильюшина, совместно с коллективами авиационных заводов, работавших над усовершенствованием бомбардировочной авиации, дала возможность улучшить боевые качества машин.

Самолеты, созданные в ОКБ С.В Ильюшина, отличались от других высокой степенью надежности, простотой конструкции, техническим обслуживанием и пилотированием. Своей работой Опытно-конструкторское бюро внесло весомый вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне.

Труд сотрудников ОКБ Ильюшина в 1942 г. отмечен орденом Ленина «за создание высококачественных новых типов боевых самолетов», а в 1944­м – орденом Боевого Красного Знамени «за выдающиеся заслуги по созданию во время Великой Отечественной войны образцов самолетов штурмовой авиации».

Автор: О.Б. Мозохин, д.и.н, Российский государственный архив экономики (РГАЭ)


Сергей Владимирович Ильюшин
Сергей Владимирович Ильюшин

Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.
Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.

Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.
Приказ Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 апреля 1942 г. № 304с. РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 754. Л. 18–19.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_4745
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...