22.08.2017 17:30
Новости.
Просмотров всего: 5901; сегодня: 2.

В.Виноградов: «Активное сетевое взаимодействие вуза и школы – будущее педагогического образования»

Координатор проекта Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Педагогическое образование» и уровню образования «бакалавриат» рассказал об изменении подходов к подготовке учителей – важнейшей задаче САЕ «Учитель XXI века».

О новой модели сотрудничества студента, педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия рассказал Владислав Виноградов – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Елабужского института КФУ, координатор проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.

Среди проблем подготовки учителя всего несколько лет назад отмечались устаревшие методы и технологии при подготовке выпускников педвузов, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку. Все же, заметил В.Виноградов, речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики.

– Практика в данном случае понимается в широком ее смысле – от практики в стенах вуза до полномасштабной – на базе школы. И здесь без тесного контакта вуза со школами нам не обойтись. Сегодня идет процесс перехода от предметно-теоретического к деятельностному подходу к подготовке учителя. То есть, студент не столько приобретает знания о том, какие эффективные образовательные технологии существуют, сколько осваивает компетенции их практического применения – поделился Владислав Львович.

По словам ученого, в рамках Федеральной целевой программы развития образования, КФУ сотрудничает со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли.

– В течение нескольких лет мы проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций определяется как совместная деятельность образовательных организаций различных уровней, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. В условиях модернизации педагогического образования сетевое взаимодействие реализуется преимущественно на двух уровнях: во-первых, сетевое взаимодействие с организациями высшего образования; во-вторых, сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями.

– На уровне сетевого взаимодействия в системе «вуз – вуз» нашими партнерами являются Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Псковский государственный университет, Тверской государственный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Сыктывкарский государственный университет, Удмуртский государственный университет и Глазовский государственный педагогический институт.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций позволяет комплексно решать сложные задачи, с которыми одной образовательной организации справиться бывает не под силу – расширить сферу социализации обучающихся, вывести их за рамки отдельной образовательной организации.

– Современный тренд развития образования предполагает, что студент не обязан получать все компетенции на базе только одного высшего заведения. Каждый вуз имеет свой подход к той или иной компетенции и по-своему трактует ее содержание.И если, например, Елабужский институт КФУ при общепедагогической подготовке делает акцент на проблемно-ориентированном подходе к организации образовательного процесса, что связано с именами Махмутова, Вилькеева и многих других наших соотечественников, чьи труды являются основой образовательных практик во многих странах, то, например, Ярославский университет использует другие подходы, Сургутский – третьи. И студент может выбирать, в рамках какого вуза осваивать те или иные компетенции, которые более соответствуют его интересам и профессиональным устремлениям. Таким образом, взаимодействие образовательных организаций одного или различных уровней, организованное в сетевой форме, повышает эффективность деятельности каждой из них. Это будущее образования вообще и российского образования в частности.

На первом этапе реализации проекта (2014-2015- гг) считалось, что школы имеют более выраженные компетенции в области практико-ориентированных аспектов образовательной деятельности, в области методики преподавания и могут самостоятельно передавать их студентам. Однако в процессе апробации выяснилась нецелесообразность такого подхода – в ходе вузовского образования невозможно обойтись без активного взаимодействия научно-педагогических работников, школьных учителей и студентов, каждый из которых выполняет строго очерченные функции.

– Если преподаватель вуза выполняет функции наукоемкие, требующие исследовательского подхода, то учитель уделяет внимание практическим аспектам. И только в синтезе мы можем получить максимальный результат.

То, что такая позиция отличается от первоначальной, вряд ли можно считать отрицательным результатом апробации модели сетевого взаимодействия. Нами был найден путь совершенствования образовательного процесса на основе создания некоторого интегративного образовательного пространства, которое позволяет проявиться наиболее значимым компетенциям всех взаимодействующих сторон.

Отработанный ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия и выстроенная система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки выпускников – учителей XXI века.

– Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп заявляют, что заинтересованы пойти в школу. А сетевое взаимодействие на сегодняшний день – оптимальный вариант, позволяющий достигать высоких результатов.

Пока это не более чем предположение, потому что механизмы такого взаимодействия только отрабатываются, но сама гипотеза интересная и имеет право на существование, что показал проект модернизации педагогического образования.

Елабуга Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...