20.10.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 5127; сегодня: 1.

Изменение поведения потребителей в отношении экономии на продовольственных продуктах: сравнительный анализ 1Q09 и 3Q09

Агентство маркетинговых исследований Profi Online Research опубликовало результаты исследования за III квартал 2009 года «Изменение мотивации и потребительского поведения в условиях кризиса». Сравнительный анализ данных за I и III кварталы 2009 года показал, что среди наших соотечественников за указанный период времени оформились 2 основные модели покупательского поведения, которые отражают реакцию людей на кризис.

Так, почти половина респондентов (41% в I и 45% в III квартале) указали, что основным способом экономии на продовольственных товарах для них стал поиск точек, в которых товары, которые они обычно покупали, стоят дешевле. Этот факт свидетельствует о том, что россиянам оказалось сложно отказаться от привычных им продуктов, несмотря на то, что финансовый кризис значительно пошатнул финансовое положение многих из них. Однако переходить на более дешевые марки оказались готовы лишь около 1/6 опрошенных. Большинство же отметило, что для него предпочтительнее делать привычные покупки реже или в меньшем объеме (около 1/3), нежели чем экономить и приобретать продукты более дешевых марок.

Практика покупки товаров большими объемами, которая широко распространена практически во всех странах западной Европы и США, в России признания не получила. Как в I, так и в III кварталах 2009 года к ней прибегали только 8% участников исследования. Люди не считают, что данный способ покупок поможет им сэкономить.

Анализируя более детально самую распространенную стратегию поведения российских потребителей – поиск торговых точек, в которых привычные товары стоят дешевле – выясняется, что она применима практически ко всем продовольственным товарам. Исключение составляет разве что хлеб и детское питание – чтобы купить их, люди не стараются искать места, которые предлагают более демократичную стоимость на эти продукты. «Вероятнее всего, причина кроется в том, что россияне не готовы экономить на детях и будут переплачивать, но приобретать детское питание в проверенных и надежных местах, – говорит директор по исследованиям компании Profi Online Research Виктория Соколова. – Что же касается хлеба, то в цене здесь выиграть сложно. Практически в любой торговой точке разница цены покупки будет невелика, а наши, не привыкшие к ведению семейного бюджета сограждане, не готовы оценить, например, годовую экономию». Однако такие категории продуктов как колбасные изделия, чай, кофе, овощи, полуфабрикаты респонденты стали покупать в торговых точках, которые дают возможность им экономить.

Добавим, что данная тенденция к осени 2009 года только усилилась. По сравнению с I кварталом 2009 года все большее число людей стало искать места, где могут приобрести различные продовольственные товары по низкой цене. Особенно это отразилось на табачной продукции: если в I квартале только 26% участников исследования говорили о том, что будут экономить на ней за счет поиска точек продаж с более низкими ценами, то к концу III квартала так стали/планируют поступать 35% опрошенных. Что касается овощей, то, как видно на графике, многие также стали искать места, где их можно приобрести дешевле. Данная тенденция может быть связана с наступившим сезоном на овощи и фрукты.

Что касается таких категорий продовольственных продуктов как яйца, хлеб, свежемороженые продукты и икра, как в начале года, так и во второй его половине, люди не стараются экономить на них за счет поиска торговых точек, предлагающих на данные товары более низкую цену.

Как говорилось выше, такой способ экономии как приобретение товаров бОльшими объемами оказался менее всего востребован россиянами (только 8% участников исследования отметили, что экономят таким образом). Из тех, кто все-таки старается в целях сокращения затрат закупаться продуктами впрок, около 15% опрошенных приобретают бОльшими объемами бакалею и макаронные изделия. Также, около 10% респондентов, покупающих табак и консервы, отметили, что могут купить этих товаров больше, чем им нужно, чтобы сэкономить.

Интересная ситуация сложилась в 2009 году и с таким способом экономии, как «приобретение товаров реже или меньшими объемами». Так, в отношении практически всех исследуемых категорий продуктов в I квартале 2009 года, по сравнению с периодом III квартала текущего года, наблюдалось некоторое снижение частоты и объемов покупок – бОльшее число опрошенных отмечали, что стали реже или меньше покупать те или иные продукты. Виктория Соколова объясняет это тем, что в начале года общество находилось в состоянии напряжения: «Люди, напуганные кризисом, не знали, чего ожидать дальше. Более того, те, кто лишился работы, естественно, начали сокращать объемы потребления продуктов питания, которые они привыкли покупать». К осени 2009 года ситуация несколько нормализовалась, и люди, «трезво» оценив свой бюджет, постепенно перестают ограничивать себя в тех продуктах, на которые сократили свои расходы в начале года. Это, в первую очередь, относится к кондитерским изделиям, алкоголю и полуфабрикатам.

Исследование продемонстрировало низкую степень готовности респондентов покупать более дешевые продукты питания. Так, на вопрос о том, в отношении каких видов продовольственных товаров они смогут перейти (или уже перешли) на более дешевые, как в I, так и в III кварталах текущего года, менее 1/5 опрошенных называли полуфабрикаты, сыр, макаронные изделия и свежемороженые продукты. На хлебе и детском питании оказалось готово экономить таким образом наименьшее число респондентов.

На каких продуктах люди не готовы экономить? В начале 2009 года многие участники исследования отмечали, что никаким образом не станут урезать свой бюджет, в первую очередь, на хлеб (67%), детское питание (61%), молочные продукты (45%) и табачные изделия (37%). Однако уже к III кварталу текущего года стало ясно, что, к примеру, не экономят (не планируют экономить) на табаке несколько меньшее число опрошенных – 29%, на детском питании – 55%, на молочной продукции – 36%. Можно сделать вывод, что несмотря на то, что, казалось бы, самая опасная фаза финансового кризиса осталась позади, но россияне не теряют бдительности: они стараются искать возможности уменьшить свои растраты. И при случае, упускать их не намерены. Именно поэтому число участников исследования, отмечавших, что не экономят и не планируют экономить на многих категориях продуктов, несколько уменьшилось.


Ньюсмейкер: Profi Online Research — 43 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...