Инжиниринг (40)

Фестиваль «От винта!» проведет мероприятие на Поклонной горе в Москве
06.05.2025 13:35 Мероприятия
Фестиваль «От винта!» проведет мероприятие на Поклонной горе в Москве
13 мая Международный фестиваль молодежного научно-технического творчества «От винта!» (действует под эгидой Минпромторга России) в год 80-летия победы в Великой Отечественной войне и 20-летнего юбилея фестиваля проведет в рамках международного исторического проекта «Инженеры Победы» торжественное мероприятие на Поклонной горе с возложением памятного знака проекта к Вечному огню.  В мероприятии, которое состоится 13 мая с 15:00 до 16:00, примут участие представители федеральных и региональных органов власти, промышленных предприятий, регионов-участников прошедшей в апреле Всероссийской эстафеты проекта, правнуки известных инженеров и конструкторов, работавших в годы Великой Отечественной, студенты московских вузов.  Участники торжественного мероприятия в сопровождении оркестра и почётного караула Росгвардии возложат памятный знак проекта и цветы к Вечному огню, проведут...
Как заставить воевать по-своему. К дню рождения «папаши калашникова»
29.04.2025 10:06 Аналитика
Как заставить воевать по-своему. К дню рождения «папаши калашникова»
29 апреля 1897 года родился Георгий Семёнович Шпагин, создатель ППШ. Фраза «русский автомат» прочно ассоциируется с семейством стрелкового оружия, вышедшего из КБ Михаила Калашникова. Слава эта, конечно же, заслуженна, оспорить её невозможно. И тем не менее: войну мы выиграли благодаря другому конструктору и другому автомату. Вернее, пистолету-пулемёту. Спасибо русской армии Судьба Георгия Шпагина довольно типична. Как и многие люди его поколения, он был призван в царскую армию, там же и стал оружейником. Есть такой старый советский анекдот: «...наградить Николая Романова за создание образцовой революционной ситуации». Вот если совсем без шуток, то кого-то из офицеров русской армии действительно стоило бы наградить за отыскание такого самородка, как Шпагин. С тех пор, то есть примерно с 1916 года, оружие стало его единственной профессией. Вначале работал оружейным мастером в РККА...
О роли ученых, инженеров и промышленников Москвы в приближение победы
14.04.2025 14:13 Мероприятия
О роли ученых, инженеров и промышленников Москвы в приближение победы
На площадках особой экономической зоны (ОЭЗ) «Технополис Москва» открылись выставки, посвященные 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Анатолий Гарбузов. «Существенный вклад в обеспечение Советской армии и приближение победы в Великой Отечественной войне внесли в том числе столичные ученые, инженеры и промышленники. Узнать больше об их трудовом подвиге можно на тематических выставках в особой экономической зоне “Технополис Москва”. Экспозиции будут работать на площадках “Алабушево”, “Печатники” и “Руднево” до 22 июня», — рассказал Анатолий Гарбузов. Выставка «Роль науки и техники в достижении победы в годы Великой Отечественной войны» рассказывает...
Вагон с нескончаемыми рельсами
27.03.2025 15:05 Аналитика
Вагон с нескончаемыми рельсами
27 марта 1878 года крестьянин Федор Абрамович Блинов подал заявку на получение патента на изобретенный им "вагон с нескончаемыми рельсами". Речь в патенте шла о новом типе движителя — гусеницах. Родившийся в семье крепостного кузнеца в 1832 году Федор изучил слесарное, столярное, кузнечное, токарное, шорное дело. Он собрал большую научно-техническую библиотеку. В 1840-х годах в связи со случившейся в Поволжье большой засухой, недородом и голодом ему удалось получить от помещика отпускную. Федор устроился бурлаком, затем кочегаром на пароход. Благодаря упорному труду и таланту он стал помощником машиниста парохода, затем — машинистом. Он стал мастером, к которому обращались за советом специалисты по паровым машинам со всей Волги. Первым серьезным изобретением...
Сегодня отмечают День моряка-подводника
19.03.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День моряка-подводника
В российском флоте созданием подводного судна для нападения на корабли противника впервые занялся уроженец подмосковного села Покровское Ефим Никонов. В 1718 г. он подал на имя Петра I челобитную с предложением построить «потаённое судно», которое «в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли». В 1721 г. судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку «потаённого судна большого корпуса». Но со смертью Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась. В 1834 г. на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, впервые оснащённая оптическими и вентиляционными трубами. В 1866 г. по проекту И. Ф. Александровского была построена лодка с механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. В 1880 г...
Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы
05.03.2025 13:58 Аналитика
Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы
Воспоминания генерал-полковника в отставке Ю. В. Вотинцева. Воен.-истор. журнал. 1993. № 8...11.  Род наш древний, казацкий Память... Для кого-то она - бремя. Для меня же, выходца из старого казачьего рода, как и для большинства не забывающих своих корней, - путеводная звезда. В царствование Александра II часть Донского казачьего войска во главе с атаманом - моим прадедом - была направлена на защиту восточных рубежей империи, на границу с Китаем. Казаками была заложена крепость Верный (с 1921 г. - г. Алма-Ата), основано 19 станиц. В 1867 году Верный стал административным центром Семиреченского казачьего войска. Из уст в уста от поколения к поколению передавались легенды о мужестве, бесстрашии и воинском мастерстве моего прадеда. Он погиб в одном из боев, порубленный шашками. Его останки были захоронены в казачьей бурке в крепости Верный. Сын атамана, мой дед Дмитрий...
Генерал Григорий Васильевич Кисунько: невозможное возможно
05.03.2025 12:14 Персоны
Генерал Григорий Васильевич Кисунько: невозможное возможно
8 июля 1918 года родился Григорий Васильевич Кисунько (с. Бельманка, Куйбышевский район, Запорожская область) - ученый в области радиофизики и автоматизированных сложных систем, генерал-лейтенант-инженер (1967), Герой Социалистического Труда (1956), лауреат Ленинской премии (1966), доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР/РАН. Из автобиографии Г.В. Кисунько: «... с 1930 г. [родители] переехали в город Мариуполь... , где отец работал машинистом на заводе им. Ильича, мать — уборщицей на том же заводе. 3 апреля 1938 г. отец был арестован органами НКВД в г. Мариуполе и по ложному обвинению 29 апреля 1938 г. осужден в г. Донецке к высшей мере наказания. В марте 1965 г. отец посмертно реабилитирован. Мать через год после ареста отца вынуждена была оставить работу... из-за появившихся симптомов туберкулеза легких. С тех пор она находится на моем иждивении. Я до 1934 г...
На пути к созданию танка Победы – «Т-34»
28.02.2025 16:22 Аналитика
На пути к созданию танка Победы – «Т-34»
История танка Победы началась в 1937 г. в Харькове на заводе № 183 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Бывший Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) располагал опытными рабочими, инженерными и конструкторскими кадрами. ХПЗ имел богатый опыт конструирования и строительства танков. На заводе строили и совершенствовали не только колесно-гусеничные танки БТ (быстроходный танк), но и тяжелые пятибашенные Т-35, развивали производство дизельных моторов. Именно на ХПЗ был создан танковый дизель В-2, которым оснащались «тридцатьчетвёрки». Исключительная роль в создании танка Т-34 принадлежит Михаилу Ильичу Кошкину. Он родился 3 декабря (21 ноября ст.ст.) 1898 г. в деревне Брынчаги, ныне входящей в Переславль-Залесский муниципальный округ Ярославской области. Семья небогатая, отец погиб в 1904 г. и работать Миша стал с 11 лет на различных московских кондитерских фабриках...
И только звезды светят вечно. Астрофизик-ополченец Юрий Кондратюк
06.02.2025 16:01 Аналитика
И только звезды светят вечно. Астрофизик-ополченец Юрий Кондратюк
Юрий Кондратюк - выдающийся советский астрофизик, инженер, участник московского ополчения. Его работы опередили время - он рассчитал траекторию полета на Луну еще в 1919 году, когда это казалось совершенной фантастикой. Кондратюк мог и дальше заниматься наукой в тылу, но принял решение вступить в московское ополчение. В 1942 году Кондратюк погиб во время боев под Москвой. Ученый, опередивший время Жизнь этого талантливого ученого полна неожиданных поворотов. Так, его настоящее имя – Александр Игнатьевич Шаргей. Он родился в 1897 году в Полтаве, изучал инженерное дело и физику в Петроградском политехническом университете. В 1916 году Кондратюка призывают в армию, он вынужден оставить научную карьеру и несколько лет воюет на турецком фронте Первой мировой.  После демобилизации Кондратюк возвращается в науку. Тема его исследований – межпланетные перелеты. И это во время...
Судьба семьи фон Мекк на Сходне
24.12.2024 09:25 Аналитика
Судьба семьи фон Мекк на Сходне
Много лет прошло с тех пор, не одно поколение сменилось на Сходне. Почти не осталось людей, которые помнят, что в доме № 28 по улице Фрунзе, принадлежавшем Воскресенским, жила семья Николая Карловича фон Мекк, сына Надежды Филаретовны фон Мекк. Да, той самой, чье имя было неразрывно связано с именем композитора Петра Ильича Чайковского. Четырнадцать лет Надежда Филаретовна из самых добрых побуждений и в знак преклонения перед талантом композитора помогала ему материально, ежегодной субсидией шесть тысяч рублей. В благодарность Петр Ильич посвятил ей свою прекрасную Четвертую симфонию с надписью: «Моему лучшему другу». Надежда Филаретовна, несмотря на то что благотворила Чайковского, не разу не встретилась с ним лично, очевидно боясь взаимного разочарования. Но она мечтала породниться с ним, хотя бы через кого-либо из своих детей. Судьба породниться с великим композитором выпала ее...
У пирамиды Хеопса насчитали больше четырех сторон
27.11.2024 18:12 Новости
У пирамиды Хеопса насчитали больше четырех сторон
Японский ученый Акио Като из Университета Канагавы представил исследование, доказывающее, что Великая пирамида в Гизе не является стандартной квадратной пирамидой и имеет более четырех сторон. Исследование опубликовано в журнале Archaeological Discovery, а коротко о нем рассказывает издание The Jerusalem Post. Ученый доказывает, что Великая пирамида, известная как пирамида Хеопса, на самом деле является восьмиугольной, но увидеть это можно только с воздуха. "Великая пирамида в Гизе известна тем, что имеет удивительный характер вогнутости, так как каждая из ее четырех граней слегка вогнута вдоль центральной линии, от основания до вершины, - пишет Акио Ката. - Другими словами, Великая пирамида - это вогнутая восьмиугольная пирамида, а не стандартная квадратная". По версии Като, "тонкая вогнутость" граней пирамиды создает иллюзию, которую наблюдатель с уровня земли оценить не...
«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман
22.11.2024 09:27 Аналитика
«Геликоптер инженера Миля»: авиационный роман
В 2024 году исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля (22 ноября 1909 г. – 31 января 1970). Миль – это легендарные советские вертолеты «Ми». Точка отсчета биографии Михаила Миля – в дореволюционном Иркутске, в благополучной интеллигентной семье, в которой много внимания уделялось образованию и разностороннему развитию детей (языки, музыка, рисование). Михаил начал вести личный дневник с десяти лет: «Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На седьмом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравились анатомия, астрономия и химия. Я долго не любил читать, но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов, потом благодаря тем же книжкам я перестал в них верить…». Имея явные гуманитарные способности и таланты, Михаил одновременно увлекся авиамоделизмом и в восемь лет построил первую...
К юбилею двух главных конструкторов В.П. Макеева и М.Ф. Решетнева
13.11.2024 12:34 Аналитика
К юбилею двух главных конструкторов В.П. Макеева и М.Ф. Решетнева
В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения В.П. Макеева и М.Ф. Решетнева, двух выдающихся конструкторов и организаторов ракетно-космической отрасли, которые начали свою деятельность в качестве учеников, соратников и заместителей С.П. Королева, а впоследствии возглавили самостоятельные направления и ведущие предприятия отрасли. Виктор Петрович Макеев – главный конструктор СКБ-385 в г. Миасс (позднее – КБ машиностроения, КБМ) был создателем научно-конструкторской школы отечественного морского стратегического ракетостроения, генеральным конструктором межконтинентальных баллистических ракет для подводных лодок Военно-Морского Флота. Доктор технических наук, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР. Михаил Федорович Решетнев – главный конструктор филиала №2 ОКБ-1 (позднее – КБ прикладной механики, КБ ПМ; НПО ПМ)...
К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков
29.10.2024 17:34 Аналитика
К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков
Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Слесарем здесь многие годы работал отец конструктора. Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. До революции он учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище. Революция нарушила привычный ход вещей. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе и постепенно дорос до чертёжника-конструктора. Принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». Два года проходил службу в Красной армии мотористом...
Булава казака Вотинцева
22.10.2024 16:23 Персоны
Булава казака Вотинцева
В эти дни в Космических войсках чествуют легендарного человека, Героя Социалистического Труда генерал-полковника в отставке Юрия Всеволодовича Вотинцева. Ему исполняется 85 лет. Главным делом его жизни стали Войска противоракетной и противокосмической обороны, которыми он командовал с 1967 по 1986 год. Это был командующий войсками настолько засекреченными, что долгие годы в ЦРУ после его фамилии стояло множество знаков вопроса. Почти семь десятков лет, как с улыбкой подчеркивает Юрий Всеволодович, он подписывается на «Красную звезду», с 1936 года, если говорить точно, когда начал учебу в 1-м Ленинградском артиллерийском училище. По сей день ветеран дружен с газетой, внимательно ее читает, с благодарностью, а иногда и с критическими замечаниями обращается в редакцию, особенно после публикаций о дорогих ему войсках, не избалованных прессой и сейчас, подсказывает темы. При встрече с ним...
Тайный рекорд Олимпиады–80
19.07.2024 13:12 Новости
Тайный рекорд Олимпиады–80
19 июля 1980 года в Москве состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр. Разработкой главного символа Олимпиады – факела – поручено было заниматься специальной группе сотрудников завода имени Климова под руководством Бориса Тучина.  О том, как создавался уникальный факел в непростой обстановке на международной арене и какие технические подвиги совершили советские учёные – в материале. В 1934 году Международный Олимпийский комитет принял решение о проведении торжественной церемонии зажжения олимпийского огня в Афинах. В её основе заложен древнегреческий миф о титане Прометее, который, ослушавшись богов, похитил огонь с горы Олимп и передал его людям. В благодарность за этот дар люди установили обряд зажжения и перенесения олимпийского огня из Греции в место проведения Олимпиады. Этим великолепным зрелищем открываются Олимпийские игры...
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2024 10:06 Новости
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они...
Советская летающая лодка: первый полет гидросамолета МБР-2
03.05.2024 12:40 Новости
Советская летающая лодка: первый полет гидросамолета МБР-2
Гидросамолет МБР-2, советская летающая лодка, разработана в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева, совершил первый полет 3 мая 1932 года. Испытания машины показали, что МБР-2 обладал хорошими летно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа. Испытания головного экземпляра и серийных машин проводил летчик-испытатель, комбриг Адольф Ульсен. Руководством страны самолет был рассмотрен 5 августа 1933 года, когда у Сталина прошло совещание, на котором был затронут вопрос о морской авиации. Присутствовавший там конструктор Андрей Туполев назвал этот самолет «деревяшкой», но машина такого типа была нужна авиации ВМФ и МБР-2 был принят на вооружение. Самолет широко применялся в качестве морского ближнего разведчика и частично как дальний. Был специальный аэрофотосъемочный вариант. Несколько МБР ранних серий были...
29 апреля 1931 года в СССР проведена первая телепередача
29.04.2024 10:08 Новости
29 апреля 1931 года в СССР проведена первая телепередача
«Внимание! Показывает Москва. Начинаем первую телевизионную передачу» - такими простыми словами 29 апреля 1931 года в Советском Союзе началась эра телевидения. К тому времени в некоторых наиболее развитых странах уже проводились как опытные, так и регулярные передачи механического телевидения. Но когда немецкая станция «Кенигсвустерхаузен» запустила передачи, которые уверенно принимались даже на европейской территории СССР, устранить отставание в этой важной области государственные деятели поручили сразу нескольким научным организациям. Наибольших успехов добилась лаборатория телевидения Всесоюзного электротехнического института ВЭИ. Весьма благоприятные возможности для решения проблемы советского телевидения в ВЭИ создались к концу 1920-х годов. Ученые развивали необходимые вакуумно-технологические направления, активно работал коллектив лаборатории ультракоротких волн. В...
Кто и когда придумал слово "вертолет"
08.02.2024 17:55 Новости
Кто и когда придумал слово "вертолет"
8 февраля 1929 года, 95 лет назад, в Протоколе заседания Технической комиссии Центрального Совета Осоавиахима было зафиксировано рождение в русском языке нового слова - "вертолет". Именно так авиаконструктор Николай Камов назвал свое изобретение. Вместе с коллегой Николаем Скржинским, из отдела морского опытного самолетостроения, он создал первый советский винтокрылый летательный аппарат КАСКР-1 "Красный инженер". Такая аббревиатура родилась благодаря слиянию фамилий двух авторов проекта, двух Николаев: Камова и Скржинского. Внешне их аппарат был похож на английский Cierva C.8L, имел фюзеляж первого советского биплана У-1 и был оснащен двигателем М-2 мощностью 120 л. с. КАСКР-1 поднял в воздух 25 сентября 1929 года летчик-испытатель Иван Михеев. Он стал первым советским вертолетчиком. До появления слова "вертолет" для обозначения подобных аппаратов в России еще с XIX века...
Талантливый инженер, который стал гениальным разведчиком
05.02.2024 09:32 Новости
Талантливый инженер, который стал гениальным разведчиком
Как объяснить современному молодому человеку, кому посвящена эта мемориальная доска? Как объяснить воспитанному на постсоветских учебниках, привыкшему к тому, что слово «большевик» – ругательство, кого увековечили «на Патриках»? Артур Адамс родился в Швеции в 1885-м, отец – швед, мать – русская еврейка. Мать вернулась в Россию после смерти мужа, когда Артуру было 10. Он получает военно-инженерное образование, вступает в РСДРП, участвует в первой русской революции – 1905 года, царская власть отправляет его в ссылку, Адамс совершает побег, эмигрирует в 1913 году в США. И возвращается уже в Советскую Россию, работает в авто- и авиапромышленности, в 1931 году он начальник научно-исследовательского сектора Государственного объединения авиационной промышленности. И вдруг в 1935-м, когда Адамсу уже пятьдесят (небывалый случай!), он поступает на службу в военную разведку и отправляется в США ...
25 января 1701 года в Москве основана школа Пушкарского приказа
25.01.2024 09:32 Новости
25 января 1701 года в Москве основана школа Пушкарского приказа
Школа математических и навигацких наук, или школа Пушкарского приказа, является первым в России артиллерийским, инженерным и морским училищем, исторической предтечей и предшественником всей современной системы инженерно-технического образования России. Училище было основано в Москве 25 января 1701 года по указу Петра Первого для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. С момента основания школа находилась в ведении Оружейной палаты, подчиненной Пушкарскому приказу, которой руководил Федор Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями Андрея Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки - артиллерийские, инженерные и морские науки. Школа выпускала молодых...
21 января 1701 года в России началось формирование инженерных войск
21.01.2024 08:40 Новости
21 января 1701 года в России началось формирование инженерных войск
Датой создания инженерных войск в России принято считать 21 января 1701 года, когда Петр Великий издал указ о создании первой инженерной школы. В том же году им был подписан указ о формировании первых инженерных подразделений, которые первоначально были представлены минерной ротой, инженерной и понтонной командами. По мере развития военного дела создавались новые подразделения инженерных войск. К началу 1870-х годов в российской армии наметилась тенденция объединения всех технических средств в рамках инженерных войск. Это привело к тому, что в разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные виды и рода войск. Воины инженерных войск России принимали участие во всех сражениях по защите Родины:...
14 января 1966 года скончался великий конструктор Сергей Королев
14.01.2024 12:47 Новости
14 января 1966 года скончался великий конструктор Сергей Королев
Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года, в возрасте 59 лет от острой сердечной недостаточности.  По инициативе и под его руководством Сергея Павловича осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Сергей Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомир, Украина. Мальчик вырос в семье учителя. Из­-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в городе Нежин, ныне Черниговской области в большой купеческой семье родителей матери, Москаленко. С 1917 года парень жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. С 1921 года учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках. В этом же году Королев познакомился с...
12 января 1907 года родился ученый, конструктор Сергей Королёв
12.01.2024 12:11 Новости
12 января 1907 года родился ученый, конструктор Сергей Королёв
30 декабря 1906 года (12 января 1907 года) в Житомире в семье преподавателя русской словесности родился советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Павлович Королёв. В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых значимых достижений. Научные и технические идеи Королёва получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством были созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных...
82 года назад погиб в авиакатастрофе конструктор Владимир Петляков
12.01.2024 10:04 Новости
82 года назад погиб в авиакатастрофе конструктор Владимир Петляков
Авиаконструктор, создатель бомбардировщика ПЕ-2 Петляков Владимир Михайлович погиб 12 января 1942 года в авиационной катастрофе, при перелете из Казани в Москву.  Владимир Петляков родился 27 июня 1891 года в селе Самбек, Ростовская область. Мальчик вырос в семье Михаила Ивановича и Марии Евсеевны. После окончания технического училища в Таганроге продолжил образование в Москве в Императорском техническом училище, потом Московском высшем техническом училище. Одновременно с учебой работал лаборантом в аэродинамической лаборатории, затем в составе конструкторской группы Андрея Туполева принимал участие в разработках глиссеров, аэросаней и самолетов. С 1925 года в течении двенадцати лет работал в Центральном Аэрогидродинамическом институте, где занимался проектированием крыльев, проводил расчеты, возглавлял группу и замещал...
29 декабря 1923 года была подана заявка на патент иконоскопа
29.12.2023 11:57 Новости
29 декабря 1923 года была подана заявка на патент иконоскопа
Русско-американский инженер, один из изобретателей телевидения Владимир Козьмич Зворыкин 29 декабря 1923 года подал заявку на патент иконоскопа. Изобретатель родился и получил образование в России, однако впоследствии он эмигрировал в США. Иконоскоп - первая электронная передающая телевизионная трубка, изобретена и запатентована Зворыкиным, работавшим в это время в компании Radio Corporation of America. В основе работы иконоскопа лежат явления внешнего фотоэффекта и накопление зарядов. Советские источники приписывают изобретение иконоскопа Семену Катаеву, который подал заявку на полтора месяца раньше Зворыкина. В действительности, первые работающие экспериментальные образцы иконоскопов были созданы Зворыкиным еще до 1930 года, а первые опыты по электронному получению и передаче изображений происходили еще в 1911 году под руководством Бориса Розинга в Санкт-Петербурге. Во время...
77 лет назад был запущен первый советский ядерный реактор
25.12.2023 14:14 Новости
77 лет назад был запущен первый советский ядерный реактор
Первый советский реактор Ф-1, построенный в Лаборатории №2 АН СССР в Москве, был выведен в критическое состояние 25 декабря 1946 года. Теоретические и экспериментальные исследования особенностей пуска, работы и контроля реакторов были проведены группой физиков и инженеров под руководством академика Игоря Курчатова. Реактор Ф-1 был набран из графитовых блоков и имел форму шара диаметром примерно 7,5 метров. В центральной части шара диаметром 6 метров по отверстиям в графитовых блоках размещены урановые стержни. Реактор Ф-1, как и реактор CP-1, не имел системы охлаждения, поэтому работал на очень малых уровнях мощности. Результаты исследований на реакторе Ф-1 стали основой проектов более сложных по конструкции промышленных реакторов. В 1948 году был введен в действие реактор И-1, по другим данным он назывался А-1, по производству плутония, это позволило создать заряд для первой...
Дольмен Менга в Испании признан грандиозным инженерным сооружением
07.12.2023 17:22 Новости
Дольмен Менга в Испании признан грандиозным инженерным сооружением
В Испании междисциплинарная команда ученых провела детальный анализ монументального сооружения - дольмена Менга. Анализ этого памятника показывает, что он представляет собой одно из величайших инженерных достижений эпохи неолита. Как рассказывает Phys.org, в исследовательскую группу были включены археологи, геологи, инженеры и историки из нескольких институтов Испании. Свои выводы они обнародовали в журнале Scientific Reports. Дольмен Менга впервые был изучен при помощи самых передовых технологий. Результаты поразили ученых. Теперь дольмен Менга представляет собой еще большую инженерную загадку, чем раньше. Этот древний курган расположен недалеко от Антекеры, провинция Малага. Предыдущие исследования показали, что его возраст составляет примерно 5700 лет. Он является одним из крупнейших мегалитических сооружений Европы, был построен на вершине холма из гигантских...
Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года
22.11.2023 12:04 Новости
Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года
Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью связывающей блокадный Ленинград с остальной страной была «Дорога жизни» через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни, официально - Военно-автомобильная дорога № 101. Первая автоколонна с продовольствием отправилась по льду Ладоги 22 ноября 1941 года. Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение. Начальником тыла Ленинградского фронта Лагуновым 13 ноября был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе...
18 ноября 1842 года издан указ о строительстве Благовещенского моста
18.11.2023 11:51 Новости
18 ноября 1842 года издан указ о строительстве Благовещенского моста
Император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву в Петербурге 18 ноября 1842 года. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной. Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Первоначально мост был назван Благовещенским. Он стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Открытие моста состоялось в 1850 году, и вскоре он был переименован в Николаевский. Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и чтобы заставить строителей...
186 лет назад открыта первая пассажирская железная дорога в России
11.11.2023 09:23 Новости
186 лет назад открыта первая пассажирская железная дорога в России
Торжественное открытие линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 11 ноября 1837 года. Эта линия стала первой построенной в России железной дорогой.  В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения. По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и магистрали Петербург - Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги...
135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева
10.11.2023 09:06 Новости
135 лет со дня рождения советского авиаконструктора Андрея Туполева
Советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев оставил заметный след в истории авиации. Он разработал более 120 самолетов разнообразных типов, из которых 70 выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. На самолетах, созданных Туполевым, было установлено 78 мировых рекордов и совершено 28 уникальных перелетов. А.Н. Туполев вместе с Н.Е. Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После смерти Жуковского А.Н. Туполев с С.А. Чаплыгиным продолжили работу по дальнейшему расширению и развитию ЦАГИ. Конструктор Туполев настаивал на том, что дерево не годится в качестве материала для самолетов, и видел будущее авиации, особенно тяжелой, в металле. В 1923 г. он создал свой первый самолет. Это был легкий спортивный самолет смешанной...
4 ноября 1957 года в СССР выдан патент на первый радиотелефон
04.11.2023 10:36 Новости
4 ноября 1957 года в СССР выдан патент на первый радиотелефон
Советский инженер Леонид Куприянович первым в мире изобрел мобильный радиотелефон. Патент №115494 на это изобретение он получил 4 ноября 1957 года. Но по каким-то загадочным причинам его изобретение так и не было запущено в производство. Радиотелефон мог передавать звуковые сигналы на базовую станцию на расстояние до 25 км. Он представлял собой ящик с диском набора номера, двумя тумблерами и трубкой. Весил полкило и работал до 30 часов в режиме ожидания. Автором фактически излагались принципиальные основы мобильной телефонии, компрессия и декомпрессия сигналов, разработка которых позже приписали себе и разрекламировали зарубежные специалисты. В патенте также была приведена принципиальная схема первого советского мобильника. О жизни советского радиоинженера Леонида Ивановича Куприяновича сохранилось очень мало информации. Известно только, что родился он в 1929 году, в 1953 году успешно...
142 года назад выдано разрешение на строительство телефонных сетей
01.11.2023 10:27 Новости
142 года назад выдано разрешение на строительство телефонных сетей
Кабинет министров Российской империи 25 сентября 1880 года утвердил положение об «Основных условиях устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений в России». Затем объявлен тендер, в котором участвовали многие известные компании.В острой конкуренции конкурс выиграл купец первой гильдии, инженер, частный предприниматель Владимир Оттомарович фон Баранов, получивший лично от императора право на осуществление телефонизации. Инженер начал закупать за границей оборудование, было получено 50 стоек, 6000 кг проволоки, 5000 изоляторов, 400 аппаратов, 125 кг комнатной проволоки и 6 коммутаторов.Александр II 26 февраля 1881 года утвердил решение Комитета министров: «Учреждение телефонного сообщения, по новизне предмета, допустить впредь до полного его разъяснения на первое время в виде опыта…» 30 марта 1881 года император Александр III подписал указ об...
27 октября 1984 года открыто сквозное движение поездов по БАМу
27.10.2023 11:34 Новости
27 октября 1984 года открыто сквозное движение поездов по БАМу
Официальное открытие сквозного движения поездов по Байкало-Амурской магистрали состоялось 27 октября 1984 года. БАМ является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Еще в конце 19 века лучшие инженерные умы России обдумывали направление первой железной дороги к Тихому океану. В 1889 году полковник генерального штаба Николай Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи, как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса Байкало-Амурской магистрали. И пришел к выводу, что строительство линии по этому направлению технически невозможно. Волошинов трезво осознавал, что ни техники, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у России на тот момент не было. Лишь с 1932 года были развернуты...
Памятник выдающимся авиаконструкторам открыли в Иркутске
05.07.2023 15:06 Новости
Памятник выдающимся авиаконструкторам открыли в Иркутске
На улице Ленина между домами № 40 и № 46 состоялась торжественное открытие памятника известным авиаконструкторам, иркутянам Николаю Камову и Михаилу Милю. В мероприятии участвовали руководители региона и областного центра, меценаты, художники и архитекторы, жители и гости Иркутска. Церемонию открыл пролет вертолета МИ-8. Решение об увековечении памяти выдающихся земляков принято в начале 2022 года. Инициатива принадлежала мэру города Руслану Болотову и председателю Думы Евгению Стекачеву. Изготовление и установка памятника профинансированы Государственной корпорацией «Ростех». Благоустройство прилегающей территории выполнено при участии депутата Законодательного Собрания региона Нины Чекотовой. Архитектором скульптуры стал Сергей Демков. Пятиметровая архитектурно-художественная композиция изображает взлетающий вертолет. Основа памятника выполнена из гранита, а все «воздушные» элементы ...
Боец РККА: Человеку, создавшему это оружие, — вечная благодарность
21.06.2023 17:54 Новости
Боец РККА: Человеку, создавшему это оружие, — вечная благодарность
У Фёдора Токарева – создателя легендарного пистолета ТТ - талант к конструированию проявился ещё в детстве. Будучи казаком по рождению, ему суждено было стать создателем стрелкового оружия. Однако Токарев был не простым оружейником – за свою долгую жизнь он разработал около 150 разнообразных стрелковых систем, его оружие выпускалось миллионами экземпляров. Выдающийся русский оружейник Фёдор Васильевич Токарев, автор всем известного пистолета ТТ, происходил из небогатых донских казаков. Его детство прошло в станицах Мечётинской и Егорлыкской. Любознательный и смышлёный, мальчик любил работать руками. Он всё время что-то мастерил: то плуг сделает из дерева и жести, то ветряную мельницу из дощечек рассохшейся бочки. Первый класс Федя окончил с похвальным листом, но отец, уверенный, что будущему казаку достаточно уметь читать и считать, вскоре забрал мальчика из школы, чтобы тот помогал...
26 мая 1913 года состоялся первый полёт на четырёхмоторном самолёте
26.05.2023 10:22 Новости
26 мая 1913 года состоялся первый полёт на четырёхмоторном самолёте
26 мая 1913 года был совершён первый полёт на первом в мире четырёхмоторном самолёте «Русский витязь» инженера Игоря Сикорского. Авиаконструктор родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье медиков. С детства он интересовался механикой и мечтал о лётной карьере, посещал лекции по математике, химии и кораблестроению в Париже, прежде чем в 1907 году поступил в Киевский политехнический институт, где заинтересовался строительством летательных аппаратов и создал студенческое авиационное общество. Первые плоды его инженерного гения относятся уже к периоду 1908–1911 годов, когда им были построены два простейших вертолёта, однако, несмотря на внушительную по тем временам грузоподъемность – практически 150 кг, ни один из них не смог взлететь с пилотом, поэтому Сикорский переключился на самолёты и в 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2, который поднялся на 180-метровую...
Главный гироскопист страны
26.04.2023 09:15 Персоны
Главный гироскопист страны
Виктор Иванович Кузнецов, главный конструктор по разработке и созданию гироскопических командных приборов, академик Академии наук СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских, Ленинской и двух Государственных премий СССР, родился 27 апреля 1913 г. в Москве. В 1938 г. окончил Ленинградский индустриальный институт по специальности «Расчет и конструкция летательных аппаратов». В 1937-1940 гг. Виктор Иванович работал инженером-исследователем на заводе № 212 в Ленинграде. Занимался теорией гироскопов. Осенью 1940 г. молодой инженер Кузнецов был направлен в Германию для закупки приборов для Военно-морского флота СССР. Там его и застала война. Виктор Иванович вместе с сотрудниками советского посольства был интернирован Германией. В Москву он вернулся только в августе 1941 г. До 1943 г. работал в НИИ-10 в должности начальника отдела. В 1943–1947 гг. возглавлял отдел в...

Перейти на сайт Инжиниринг
Перейти на сайт Соотечественники, земляки, диаспоры