29.03.2025 09:03 Аналитика
К годовщине рескрипта о Транссибе
29 марта 1891 года Александр III подписал распоряжение о строительстве Транссибирской магистрали. ...Как слово наше отзовётся. Отозвалось, причём очень скоро. Спустя примерно пару недель после мечтаний Сергея Аксёнова о монархии подоспели данные социсследования: согласно данным ВЦТОМ, 68% россиян выступили против возрождения монархии. И не просто против, а «категорически». Сегодня, когда мы справляем годовщину принятия принципиального решения о строительстве Великого Сибирского пути (наиболее знаменитого наследия правления Александра III), стоит поговорить о том, что ценность монархии не в троне, балах и возможности тыкать всем своими вековыми традициями, а в специфическом подходе к управлению государством, который вполне реализуем и без монархии. Было бы желание. Незаметное свершение К фразе Александра III о двух единственных союзниках России мы возвращаемся постоянно. Тем...
27.01.2025 09:07 Новости
В Москве увековечили имя Героя Великой Отечественной войны Сечкина
В память об участнике Великой Отечественной войны Герое Советского Союза ефрейторе Николае Сечкине (1925–2019) Проектируемому проезду № 4294, расположенному в районе Печатники Юго-Восточного административного округа, присвоено наименование «Улица Сечкина». Постановление по этому вопросу подписал Сергей Собянин. Ефрейтор Николай Иванович Сечкин был призван в Красную армию в марте 1943 года. Сражался в составе 685-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии 65-й армии на Центральном фронте. Участвовал в Черниговско-Припятской наступательной операции, в освобождении городов Севска и Новгорода-Северского, форсировании рек Сев, Десны и Сож. «Звание Героя Советского Союза он получил за успешное форсирование Днепра, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки и проявленные при этом отвагу и геройство», — написал...
19.11.2024 11:03 Аналитика
Конфликт на КВЖД: конец концессии
Сама КВЖД замышлялась как масштабный проект, формирующий инфраструктуру и положивший начало интернационализации отечественного бизнеса через экспорт капитала. Строительство и эксплуатация Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) стали одним из самых поучительных примеров Государственно-частного партнёрства на международном уровне. Концессия КВЖД задумывалась на 80 лет, чтобы не только напрямую связать Читу с Владивостоком, но и помочь русской экспансии в Северо-Восточном Китае. Войны и революции заметно снизили её эффективность, что привело к продаже КВЖД государству Манчжоу-Го всего через 32 года после начала эксплуатации. Но уже в августе 1945-го дорога вполне окупила себя, обеспечив бесперебойное снабжение Красной армии, громившей самураев в Манчжурии. Строительство КВЖД неразрывно связано с историей сооружения Транссибирской магистрали, которую начали строить в 1891 году...
10.07.2024 18:11 Новости
Какими были дороги древнего Херсонеса Таврического
В сборнике "Полевой дневник" Института археологии РАН вышло новое исследование, основанное на результатах первого системного изучения древних дорог Херсонеса Таврического. Дороги, построенные в IV-III веках до нашей эры, использовались на протяжении всей античной эпохи. Главная задача при проведении работ состояла в фиксации результатов, полученных в течение одного полевого сезона, пишет Виктория Нессель из Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе. Еще в начале 1990 годов археологи обнаружили отдельные участки античных дорог в разных местах Гераклейского полуострова. Однако до последнего времени особенности дорожного строительства того периода системно не изучались. Новое исследование - это первая попытка системно осмыслить, какими были дороги в те времена. В рамках исследования особенно тщательно были изучены две античные...
08.07.2024 16:42 Новости
Стыковка поездов в честь 50-летия строительства БАМа прошла в Тынде
Сегодня в честь 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали в столице БАМа – Тынде проходят торжественные мероприятия. В частности, состоялась встреча поездов из Хабаровска и Иркутска, символизирующая стыковку «золотого» звена БАМа, сообщает пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации. Составы в течение нескольких дней шли навстречу друг другу. В числе пассажиров – более 600 ветеранов и почетных гостей. В конечной точке – Тынде – их ждал торжественный митинг, коллеги и соратники, с кем довелось строить легендарную магистраль и трудиться на ней. Всего в столице БАМа собрались более 2 тысяч гостей со всей страны и бывших республик Советского Союза, чтобы вновь встретиться и вспомнить, как они полвека назад прокладывали дорогу сквозь бескрайнюю тайгу, реки и горные хребты Сибири и Дальнего Востока. Также сегодня был открыт памятник строителям...
05.02.2024 11:59 Новости
5 февраля 1943 года в блокадном Ленинграде была открыта Дорога победы
Временная советская железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокированный Ленинград. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, «Дорога победы» пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Дорога сыграла важную роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Войска Волховского и Ленинградского фронтов 12 января 1943 года в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную...
17.01.2024 15:33 Мероприятия
О подвиге ленинградских мостовиков в блокаду расскажет выставка
18 января в Музее мостов стартует выставочный проект «Ленинград в блокаде. Мосты. Дороги. Жизнь». Он подготовлен при поддержке сотрудников СПб ГБУ «Мостотрест» и посвящен памяти их коллег, трудившихся в осажденном городе. «Президент России неоднократно подчеркивал, что героизм жителей Ленинграда и все то, что его защитники сделали для победы над врагом, навсегда останется в памяти народа нашей страны. Владимир Владимирович Путин также говорил, что наша задача - сохранить правду для будущих поколений. Проекты, специально подготовленные петербургскими предприятиями к юбилею Ленинградской Победы, рассказывают о том, как ленинградцы трудились в блокаду, обеспечивали фронт, сохраняли и спасали памятники культуры и архитектуры, а также сложные инженерные сооружения», - подчеркнул губернатор Александр Беглов. Службы «Ленмосттреста», как в то время назывался «Мостотрест», внесли огромный вклад...
14.12.2023 12:35 Новости
Сеть дорог и тропинок инков обнаружена в Перу
В Перу археологическая миссия обнаружила карьеры, в которых инки добывали блоки для строительства своих сооружений и создания скульптур. Также была найдена дорожная сеть тех времен. Об открытии со ссылкой на пресс-релиз перуанских властей сообщает Heritage Daily. Карьеры были найдены на стоянках инков в районах Эль-Уарко в провинции Серро-Асуль и Вилькауаси в провинции Сан-Луис-де-Каньете. Археологи считают, что в карьерах инки добывали строительный материал для своих городов и камни для изготовления скульптур. Команда также обнаружила сеть дорог и тропинок, по которым из карьеров к местам назначения транспортировались каменные блоки. По мнению исследователей, эти маршруты указывают на важную роль карьеров как центров обработки камня в государстве инков в XVI веке. Археологи отмечают, что в империи существовала очень широкая и развитая дорожная сеть. Она связывала между собой...
06.12.2023 13:33 Новости
Древняя 18-километровая дорога майя обнаружена в Мексике
В Мексике археологическая миссия Национального института антропологии и истории (INAH) провела лидарное обследование обширной территории и обнаружила загадочную древнюю дорогу майя протяженностью около 18 километров. Краткий отчет об исследовании опубликован на сайте INAH. Речь идет о сакбе - это один из известных типов надземных коммуникаций майя, который остается большой загадкой для ученых. Сакбе в вольном переводе звучит как "главная дорога", название происходит от комбинации двух слов майя: "sac", означающее белый, и "be", означающее путь. В археологии сакбе - это приподнятая над поверхностью мощеная дорога, изготовленная при помощи насыпи из щебня. Считается, что майя строили такие дороги в качестве связующего пути между храмами, площадями и группами построек внутри церемониальных центров. Известно, что аналогичные дороги связывали между собой города, причем ученых эти...
02.12.2023 09:17 Новости
2 декабря 1841 года после реставрации открыт Аничков мост в Петербурге
В Санкт-Петербурге 2 декабря 1841 года был торжественно открыт Аничков мост. Три его пролета были перекрыты каменными арками, а узор литой чугунной решетки с изображениями русалок и морских коньков скопирован с решетки Дворцового моста в Берлине. Трехпролетный Аничков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга - был построен в 1715 году, на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Свое название он получил от примыкающей к нему слободы, построенной полковником Аничковым. Сначала мост был деревянным. Однако в 1726 году его перестроили в подъемный, и он долгое время служил караульным местом, где проверяли паспорта у лиц, въезжающих в столицу. Первая крупная реставрация моста была проведена в 1741 году по случаю визита персидского посла ко двору Елизаветы Петровны. Во время царствования Николая I были проведены очередные реставрационные работы. Мост был украшен четырьмя...
22.11.2023 12:04 Новости
Первая автоколонна отправилась по Дороге жизни 22 ноября 1941 года
Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью связывающей блокадный Ленинград с остальной страной была «Дорога жизни» через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни, официально - Военно-автомобильная дорога № 101. Первая автоколонна с продовольствием отправилась по льду Ладоги 22 ноября 1941 года. Магистраль действовала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. В октябре 1941 года начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме озера, трассировки дороги исходя из этих данных и расчете затрат на ее сооружение. Начальником тыла Ленинградского фронта Лагуновым 13 ноября был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе...
18.11.2023 11:51 Новости
18 ноября 1842 года издан указ о строительстве Благовещенского моста
Император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву в Петербурге 18 ноября 1842 года. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной. Автором проекта стал инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков. Первоначально мост был назван Благовещенским. Он стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Открытие моста состоялось в 1850 году, и вскоре он был переименован в Николаевский. Легенда гласит, что император Николай I очень серьезно относился к сооружению первого большого моста в Санкт-Петербурге, и чтобы заставить строителей...
10.11.2023 12:22 Новости
Останки древнего воина с конем обнаружены при раскопках на Кубани
На месте будущей транспортной развязки в п. Верхнебаканский сотрудники Института археологии РАН продолжают раскопки на площади около двух тысяч квадратных метров. Только за последнюю неделю специалисты обнаружили несколько погребальных комплексов, в том числе и погребение воина, в котором сохранились крупные фрагменты гераклейской амфоры, два железных наконечника копий, железный нож, бронзовые наконечники стрел. В разрушенном древними грабителями каменном ящике сохранились останки человека и часть скелета его лошади. Напомним, ранее в месте слияния двух федеральных трасс, А-146 Краснодар – Верхнебаканский и А-290 Новороссийск – Керчь, где начато строительство, ученые обнаружили артефакты «с признаками культурного наследия» дохристианской эпохи. Находка была определена как древний грунтовый могильник IV-III вв. до н.э. – В границах некрополя мы нашли еще одного погребение. На...
04.11.2023 09:36 Новости
4 ноября 1890 года состоялось открытие первой подземной линии метро
В Лондоне 4 ноября 1890 года состоялось открытие первой в мире подземной электрической дороги. Это была Северная линия на участке Стоквелл - Кинг Уильям-Стрит. Запустил движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Лондон - родина метро как вида транспорта, а лондонское метро - старейшая в мире подземная городская железная дорога, существующая с 1863 года. Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения, а на окраинах выходят на поверхность. Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое...
27.10.2023 11:34 Новости
27 октября 1984 года открыто сквозное движение поездов по БАМу
Официальное открытие сквозного движения поездов по Байкало-Амурской магистрали состоялось 27 октября 1984 года. БАМ является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Еще в конце 19 века лучшие инженерные умы России обдумывали направление первой железной дороги к Тихому океану. В 1889 году полковник генерального штаба Николай Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи, как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса Байкало-Амурской магистрали. И пришел к выводу, что строительство линии по этому направлению технически невозможно. Волошинов трезво осознавал, что ни техники, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у России на тот момент не было. Лишь с 1932 года были развернуты...
12.10.2023 18:15 Новости
Расшифрованы 3500-летние иероглифы, обнаруженные в туннеле Еркапы
Международная команда ученых во главе с профессором Андреасом Шахнером сумела расшифровать часть таинственных иероглифических надписей, которые были найдены при проведении раскопок в туннеле Еркапы. Как сообщает Arkeonews, в прошлом году в знаменитом туннеле Еркапы, через который проходит каждый турист, посещающий древнюю столицу Хеттской империи город Хаттусу, было обнаружено 249 символов. Их возраст составляет около 3500 лет, они были написаны на стенах краской. И вот спустя год после этого открытия лингвисты обнародовали первые результаты кропотливой работы по расшифровке надписей. Они пришли к выводу, что как минимум половина текста содержит информацию о человеке, который руководил строительством туннеля. В частности, иероглифы содержат имя и должность данного человека. "Эти иероглифы, по сути, представляют собой подпись человека, построившего туннель, кратко их можно перевести...
19.05.2017 00:14 Новости
Активисты ОНФ на Камчатке направили в правительство края информацию об «убитых» дорогах региона
Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Камчатском крае направили в правительство региона свод информации, поступившей на карту «убитых» дорог с начала работы проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». Рабочим инструментом дорожного проекта ОНФ стала интерактивная карта. Общероссийский народный фронт предложил гражданам использовать данный ресурс для сбора информации о проблемных участках дорог. На сегодняшний день количество отметок на сайте приближается к 14 тыс., а протяженность размещенных участков превысила 14,7 тыс. км. Представитель регионального отделения ОНФ в Камчатском крае Георгий Емелин заметил, что жители края включились в процесс наполнения карты не сразу. В первое время из-за обилия снега активность пользователей была низкой, но сейчас ситуация начала меняться. «На сегодняшний день общими усилиями активистов Народного фронта и...
13.11.2006 16:03 Аналитика
Первый поезд из Петербурга в Москву
В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 километра в час. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. Октябрьская (Николаевская, как она стала называться после смерти императора Николая I) железная дорога - старейшая в России. Ее история началась в 1837 году с открытием железнодорожной линии Санкт-Петербург - Царское Село. 1 февраля 1842 года был подписан высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва, и 13 ноября 1851 года дорога соединила две российские столицы: в 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут. Расстояние между Петербургом и Москвой...